Домой Культура Злой рок звезды «Тени исчезают в полдень»: сумасшествие и трагический конец

Злой рок звезды «Тени исчезают в полдень»: сумасшествие и трагический конец

147
0

Содержание


            Злой рок звезды "Тени исчезают в полдень": сумасшествие и трагический конец

Что на самом деле погубило красавицу-актрису КГБ или ведьминская роль

Без малого 50 лет назад на экраны вышел первый советский сериал «Тени исчезают в полдень» – 7-серийная историческая драма о последних днях царской России, гражданской войне и коллективизации, о кулаках, белых и коммунистах. Популярность сериала была такова, что все актеры, сыгравшие в нем главные роли, – Петр Вельяминов, Нина Русланова и Александра Завьялова – буквально купались в народной любви. Для Завьяловой роль монахини Пистимеи стала вершиной ее творчества. Актриса наделила свою героиню таким зловещим очарованием, что все говорили – она настоящая ведьма. Так почему же после этой роли ее перестали звать в кино и что на самом деле погубило карьеру замечательной актрисы, разбирались Vesti.ua. 

Почему жена Леонида Быкова ревновала Завьялову к мужу

Сашенька Завьялова с самого начала была очень особенной. Несмотря на то, что родилась она в крестьянской семье, девушка обладала буквально царской статью и гордой красотой. Этим она и приглянулась режиссеру Александру Зархи, который буквально уговорил красавицу сняться в своем фильме «Люди на мосту». А играть в кино выпускница Ленинградского театрального института не хотела, потому что была уверена – ее призвание театр. Однако после фильма к юной актрисе неожиданно пришла популярность. Вся Москва сходила с ума по этой холодной красоте. По слухам, среди ее почитателей оказались даже главный юморист СССР Аркадий Райкин и писатель Юлиан Семенов. 

Дебют Александры Завьяловой в фильме «Люди на мосту» подарил советскому кино новую красавицу-актрису

Предложения начали сыпаться на актрису, как конфетти. В 1960 году она снялась в мелодраме «Алешкина любовь» вместе с Леонидом Быковым, который после фильма «Максим Перепелица» тоже был очень популярен. Быков играл влюбленного геолога, эдакого положительного со всех сторон Ромео, а Завьялова – объект страсти главного героя – стрелочницу Зинку, живущую с дедом на затерянном в степи переезде.

У Завьялововй и Быкова на съемках романа не было, хотя со стороны казалось иначе

Фильм получился настолько обаятельный, что в кинотеатрах его посмотрело почти 24 миллиона человек. Интересно, что на роль Зинки пробовались многие известные актрисы: Ия Арепина, Изольда Извицкая и даже Людмила Гурченко. Но утвердили все же Завьялову, которую на «Алешкину любовь» сосватал «Мосфильм», где актрису считали одной из самых перспективных. Завьялова после вспоминала, что они с Быковым очень подружились, потому что Леша (так Александра называла Леонида Федоровича) был очень светлый человек и порядочный. А вот жена актера, как вспоминает Завьялова, была этой дружбой недовольна, сильно ревновала мужа к его партнерше и поэтому постоянно находилась на съемочной площадке – контролировала, чтобы, упаси боже, у благоверного не случился служебный роман. 

Почему звезда фильма “Чародеи” ушла из кино в церковь: читайте здесь 

Параллельно с кино актриса поступила на службу в Малый театр в Москве – мечта всех актеров. И вдруг, неожиданно для всех, в 1963 году бросила Москву, театр и уехала в Ленинград выходить замуж. Создав семью с художником Дмитрием Бучкиным, Александра родила дочь Татьяну и какое-то время сидела без работы. Отъезд из Москвы был ее огромной ошибкой, который во многом перечеркнул дальнейшую судьбу актрисы. Если отследить ее фильмографию после замужества, проектов «Мосфильма» там нет. Не считая «Тени исчезают в полдень», где без нее все же не смогли обойтись. 

Отелло, КГБ и упущенная роль ведьмы-панночки в «Вие»

Впрочем, до конца не известно, что именно разрушило карьеру Завьяловой. Многие склоняются к тому, что все пути ей перекрыло КГБ, когда там заметили, что актриса слишком близко общается с иностранцами, которые стали активно наезжать в СССР в период хрущевской оттепели. 

Для начала, в 1961 году фотография Завьяловой в качестве звезды советского кино появилась на обложке американского журнала Life. До этого она пять раз появлялась на обложке «Советского экрана», что говорило об очень высоком статусе актрисы на Родине. Но Life – это было что-то запредельное. Портрет актрисы приехал в Москву делать лично Филипп Халсман – выдающийся фотограф середины XX века, родоначальник сюрреализма в фотографии, снимавший Черчилля и Кеннеди, Мерилин Монро и Сальвадора Дали. Что это был за реверанс со стороны американцев – не совсем понятно, но учитывая, что в том же году начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, так было нужно. Этот шаг несомненно был санкционирован кем-то на самом верху. 

Пять обложек в журнале «Советский экран» — о такой славе мечтала каждая актриса

Дальше, во время Московского международного кинофестиваля в 1963 году, Александра стала единственной среди советских актрис, кто получил приглашение на званый ужин в американское посольство, где хозяином вечера был помощник президента США по особо важным делам Аверелл Гарриман. По поручению руководства того же фестиваля она принимала у себя дома в Ленинграде итальянскую делегацию, в состав которой входила знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина. Итальянка тогда приехала в Москву вместе с мужем Федерико Феллини, который в результате получил на фестивале главный приз за фильм «Восемь с половиной». 

А потом случилось нечто, что навсегда изменило судьбу Александры Завьяловой. Спустя год после собственной свадьбы актриса познакомилась с американским бизнесменом итальянского происхождения, которого звали Отелло Черезолли. По одной информации, он был каким-то большим чином в военно-морских силах США, по другой – совладельцем крупной пароходной компании, которая сотрудничала с СССР. Они познакомились в самолете, летевшем в Одессу, и полюбили друг друга. Разгорелся роман, о котором в КГБ тут же прознали. 

Дальше началась карусель: спецслужбы якобы заподозрили бизнесмена в шпионаже, объявили его персоной нон-грата и выдворили из страны. Что же касается Александры Завьяловой, то эта история окончательно испортила ей карьеру – КГБ «надавило» на «Ленфильм», и актриса лишилась работы. Ко всему она развелась с мужем. Как сама женщина это объяснила впоследствии – она настолько любила своего Отелло, что не могла уже быть рядом с другим мужчиной. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Алексей Суханов получил паспорт Украины после долгих лет отчаяния

Впрочем, очень скоро после развода звезда кино закрутила роман с режиссером Резо Эсадзе. Он снял актрису в замечательном фильме «Фро» по рассказу Андрея Платонова, где Завьялова, всегда такая волевая и решительная, играла нежную девушку, влюбленную и несчастную. Для этой картины она даже перекрасилась в блондинку и действительно была хороша на экране. С Эсадзе, впрочем, актриса тоже вскоре рассталась – он был ревнив настолько, что Александра стала бояться за свою жизнь. 

Эсадзе, к слову, заставил Завьялову совершить непростительную ошибку – отказаться от роли роль Панночки в фильме «Вий», несмотря на то, что она уже начала в нем сниматься. Роль отдали Наталье Варлей, хотя теперь понятно, что с Завьяловой и ее ведьмовской красотой этот фильм стал бы по-настоящему страшным. 

О трагедии и алкоголизме звезды фильма «Сорок первый» читайте здесь.

Великая роль ценой собственной души

Именно в момент, когда Завьялова осталась одна, «Мосфильм» неожиданно вспомнил о ней, и в ее жизни возник многосерийный проект «Тени исчезают в полдень». Это был ее звездный час. Актрисе досталась труднейшая роль – ее героиня Серафима Клычкова должна была прожить в кадре целую жизнь: от юности до глубокой старости. На глазах у зрителя из наследницы владельца сибирских приисков героиня постепенно превратилась в отравленную злобой монахиню Пистимею. 

Говорят, что именно роль монахини Пистимеи погубила Завьялову

Съемки продолжались три года, и все это время Александра выкладывалась по полной, создав по-настоящему демонический образ. Очевидцы вспоминают, что она даже вне съемок не выходила из образа и пугала коллег своей нелюдимостью. Говорят, что эта работа нарушила психику актрисы. К тому же она якобы была верующим человеком, а играть пришлось настоящее воплощение зла, и в результате Пистимея начала разрушать ее мозг.  

А дальше, несмотря на триумф фильма, актрису перестали звать в кино. У нее начались глубокие депрессии, выход из которых она увидела в рождении второго ребенка. В 1974 году Завьялова родила сына Петю от мужчины, имя которого так никому и не назвала. Когда мальчик был еще грудным младенцем, случилось страшное: в ее дом вломились санитары и забрали Александру в психбольницу, где продержали два месяца.  

«Что я там вытерпела, страшно вспомнить. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, просила, но они закрывали двери», – вспоминала актриса в одном из последних интервью. Самое любопытное, что Завьялова не называет точной причины, почему так случилось. Предполагает все же, что во всем виновата ее неблагонадежность и «порочащие связи» из-за общения с иностранцами. 

Когда звезда вернулась из больницы, оказалось, что ее квартиру ограбили – вынесли все нажитое, включая шубы и бриллианты. Детей в отсутствие матери распределили как могли: дочь Таню забрал ее отец, а крошечного сынишку определили в детский дом. Завьялова долго добивалась, чтобы сына ей вернули, а когда это случилось, ее опять забрали в психушку, но уже вместе с ребенком. 

Впоследствии ее экс-супруг Дмитрий Бучкин усыновил сына актрисы, но было уже поздно – испытания жизни сломали мальчику психику. Проблемы с психикой усугубились и у самой актрисы. Вполне вероятно, что это был результат медикаментозной терапии в психушке. Спустя 30 лет после психбольницы она жаловалась, что от страха вновь туда попасть живет, как на электрическом стуле. При этом вела себя именно как клиент психбольницы. 

Очевидцы вспоминали, что Александра Семеновна в возрасте была более чем странной, называла всех вокруг «кагэбэшниками» и утверждала, что за ней следят. В кино она не снималась 20 лет, но пенсию по инвалидности в советские времена получала приличную. Экс-президент Гильдии киноактеров Санкт-Петербурга Евгений Леонов-Гладышев рассказывал, что когда у Завьяловой начинался рецидив, она пропадала на шесть-восемь месяцев, иногда на год.

«Как-то мы решили устроить Александре Завьяловой творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал, а она… не пришла. Однажды я пожурил ее сына: «Что же маме не помогаете? Она же иногда попросту голодает», но он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий«, – вспоминал в интервью Леонов-Гладышев.

По словам окружения актрисы, Петр Завьялов действительно нигде не работал. Его мать всем рассказывала, что он специалист по строительству, но он в свое время отучился на повара, какое-то время работал барменом, а после все бросил и совсем спился. Всю жизнь он прожил с матерью. А за день до ее 80-летия в доме Завьяловых случилась трагедия – актрису нашли мертвой. Смерть женщины наступила от удара ножом в грудь. Суд признал виновным в убийстве Петра Завьялова, который сделал это в состоянии сильного алкогольного опьянения. За убийство матери 40-летнего мужчину приговорили к восьми годам колонии строгого режима. Так печально закончилась история одной из самых красивых актрис советского кино 60-х. 

«Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как северное сияние, полыхал ярко, но недолго«, – сказал после ее смерти в комментарии Евгений Леонов-Гладышев и с ним нельзя не согласиться.

О семейной трагедии звезды «Кавказской пленницы» – Фрунзика Мкртчана читайте здесь.