Домой Культура Соломия Крушельницкая: Украина отметила 150-летие “идеальной певицы” 

Соломия Крушельницкая: Украина отметила 150-летие “идеальной певицы” 

82
0

Содержание


            Соломия Крушельницкая: Украина отметила 150-летие “идеальной певицы” 

Vesti.ua рассказывают как страна в военное время чествует украинскую оперную легенду

Всю последнюю неделю поклонникам классической музыки и просто неравнодушным к культурным событиям украинцам стоило бы провести во Львове. Именно там с 23 сентября по 2 октября проходят мероприятия, посвященные 150-летию национальной легенды — оперной дивы Соломии Крушельницкой.

К слову, юбилей украинской оперной дивы отмечают всем миром, поскольку эта дата входит в список памятных дат под эгидой ЮНЕСКО.

Vesti.ua рассказывают как страна в военное время чествует украинскую певицу мировой славы

Только одна женщина смогла достичь высот Карузо и Шаляпина — имя ее Крушельницкая

Сегодня мы особо ценим тот факт, что успехи Крушельницкой на оперных сценах мира в начале ХХ века были успехами и признанием украинской музыки и искусства. “Идеальная певица” — так мировая пресса называла Соломию Крушельницкую за ее прекрасный голос, актерский дар и красоту. Преклоняясь перед величиной таланта звезды, какие только титулы ей не присваивали: ее, например, называли “вагнеровской примадонной XX века” и “канонизированной Баттерфляй”. Последний титул певица получила после того, как в итальянском городе Брешиа 29 мая 1904 года состоялась премьера оперы Пуччини “Мадам Баттерфляй”, где в главной роли выступила Соломия Крушельницкая. Аплодирующая публика семь раз вызывала артистов и композитора на сцену. После спектакля Пуччини послал Крушельницкой свой портрет с надписью: “Прекраснейшей и очаровательнейшей Баттерфляй”. Не каждая выпускница Львовской консерватории может похвастаться таким триумфом. 

Как отмечал один из музыкальных критиков того времени, итальянец Ринальдо Кортопасси: “В первые десятилетия ХХ века на оперных сценах мира царствовали четыре артиста и все они были мужчинами: Энрико Карузо, Титта Руффо, Маттиа Баттистини, Федор Шаляпин. И только одна женщина смогла достичь их высот и стать вровень с ними. Ее имя — Соломия Крушельницкая. Она даже превосходила их, потому что обладала не только фантастическим голосом, но и наивысшим уровнем актерского мастерства, что, в принципе, в то время было определенным вызовом. Потому что большинство партий в то время исполнялись статично, на краю сцены, а Соломия разбирала каждую роль психологично и воплощала в индивидуальной для каждого образа пластике.

Заложница советского строя

Почти за десять лет до триумфа в Италии в 1893 году Соломия Крушельницкая блестяще окончила Львовскую консерваторию, а в 1894 году дебютировала в Львовской опере, завоевывая симпатии первых зрителей.

Город Львов стал стартом карьеры примадонны и местом, где она умерла в 1952 году в возрасте 80 лет (16 ноября мир вслед за юбилеем будет отмечать годовщину смерти примадонны, — прим, авт.). 

Увы, в 1939 году мировая карьера оперной дивы была прервана большевиками — из-за присоединения в ноябре 1939 года Западной Украины к СССР певица, будучи на тот момент гражданкой Италии, не смогла выехать из Львова, где гостила у сестры. По чужой злой воле она больше ни разу не покидала территорию СССР, по сути, артистка, которую знал весь мир, стала “заложницей” новой власти. 

Последнюю часть жизни Соломия Крушельницкая преподавала в Львовской консерватории, выпустив в свет многих прекрасных вокалистов. За месяц до своей смерти она получила от СССР звание профессора.

В 1991 году уже в независимой Украине был основан Международный конкурс оперных певцов им. Соломии Крушельницкой для привлечения внимания к оперному искусству, открытия новых имен молодых исполнителей и популяризации имени легендарной певицы на международном уровне. 

В 2022 году юбилей Крушельницкой решено было отмечать на государственном уровне – соответствующий указ в конце 2021 года был обнародован на сайте Президента Украины Владимира Зеленского. В ноябре 2022-го в Львовской опере должен был пройти очередной конкурс оперных певцов ее имени. Война смешала планы. Но юбилейные торжества во Львов все же решили не отменять. Эпицентром событий стал Львовский театр оперы и балета, с 2000-года года носящий имя Соломии Крушельницкой. Инициатором переименования стал тогдашний директор театра Тадей Эдер. Имея безумный успех и огромную армию поклонников на многих оперных сценах мира по обе стороны океана, — Соломия Крушельницкая на протяжении почти 30 лет жизни старалась  хотя бы раз в год выступать на сцене Львовской оперы.

Юбилей организаторы готовили почти два года, но не всем событиям суждено было воплотиться из-за войны. Фигура Соломии Крушельницкой настолько значима в мировом культурном наследии, что дата празднования дня рождения певицы внесена в перечень памятных дат под эгидой ЮНЕСКО. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  The Rolling Stones готовит альбом с Полом Маккартни и Ринго Старром

Львовский театр оперы и балета с 2000-года года носит имя Соломии Крушельницкой

Как отметил генеральный директор-художественный руководитель Львовской оперы Василь Вовкун, для него заветной мечтой чествования певицы стало бы одновременное исполнение оперы “Мадам Баттерфляй” на всех сценах мира, где она исполняла эту партию. А это на минуточку почти 100 театров (!) по всему миру.

“Соломія. Brava!”

Тем не менее, в день юбилея на сцене Львовской оперы прошел Гранд-концерт “Соломия. Brava!”. В его программе звучали оперные шедевры, которые на лучших сценах четырех континентов исполняла Соломия Крушельницкая. Звучали арии, хоры и ансамбли из опер итальянских, французских и немецких композиторов, ведь сама Соломия Крушельницкая имела в своем репертуаре 60 оперных партий на восьми языках. Это и фрагменты из опер “Мадам Баттерфляй” и “Манон Леско” Дж. Пуччини, “Фаворитка” Доницетти (в которой дебютировала певица), “Кармен” Бизе, “Фауст” Гуно, “Саломея” Рихарда Штрауса, “Трубадур”, “Эрнани”, “Отелло” Верди, “Тангейзер”, “Лоэнгрин” Р. Вагнера. Стоит отметить, что не все из названных произведений ставятся или исполняются в Украине, поэтому очевидцы роскошного оперного действа получили уникальную возможность насладиться таким разнообразием мировой оперной классики.

По задумке режиссера Василя Вовкуна, юбилей Крушельницкой, должен был объединить на сцене лучших оперных исполнителей Львова, Одессы, Киева, Днепра и Харькова. Солистами торжественного концерта стали артисты Львовской оперы Любовь Качала, Людмила Корсун, Дарья Литовченко, София Соловий (сопрано), Татьяна Вахновская (мецо-сопрано), Олег Лановой, Виталий Роздайгора (теноры), Роман Страхов (баритон), Тарас Бережанский, Владимир Шинкаренко (бас), а также приглашенные исполнители – Екатерина Миколайко (сопрано, Днепр), Алла Мишакова (сопрано, Харьков), Олег Злакоман (тенор, Одесса), Сергей Ковнир (бас, Киев) и Александр Шульц (тенор, Германия). 

В финале, под легкое кружение лепестков роз, эффектно опускающихся на сцену, зал услышал оригинальный голос нашей Соломии, которая пела украинскую песню “Рiдний край”, записанную во Львове в 1951 году. Как известно, каждое свое выступление, независимо от его программы, певица всегда заканчивала украинскими песнями.

Итальянский дирижер-звезда и говорящие стены

Дирижировать гранд-концертом пригласили итальянского дирижера Альберто Веронези, который по совместительству является  художественным и музыкальным директором престижного Международного фестиваля Джакомо Пуччини в Торре-дель-Лаго. Маэстро не испугался войны, приехал в Украину, много репетировал и блестяще дирижировал гранд-концертом.

В тот же день в фойе Львовской оперы торжественно открыли уникальную выставку “История триумфа” о важнейших этапах творческого пути мировой оперной звезды в современном интерактивном оформлении известного художника-дизайнера Сергея Петлюка. 

В фойе Львовской оперы торжественно открыли уникальную выставку “История триумфа”

Экспозиция получилась такой же невесомой и воздушной, как пение Крушельницкой – архивные фото и подписи на двух языках нанесли прямо на стены театра, избегая громоздких стендов и витрин. Уже во время открытия организаторы поняли, что экспозиция останется здесь и после празднования, чтобы и дальше дарить зрителям открытие моментов жизни украинской певицы, которая стала легендой еще при жизни. 

В преддверии юбилея был открыт сайт, посвященный жизни и творчеству Соломии Крушельницкой, который был разработан при содействии министерства культуры, Госагентства Украины по искусствам и художественному образованию и Музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой во Львове.

На этом ресурсе можно узнать все о жизни и творчестве оперной легенды, посмотреть исторические фотографии, послушать сохранившиеся аудозаписи и даже прочитать рецензии от тогдашних мировых критиков, которые следили за творчеством дивы.

Сегодня мы все, наша культура и искусство — стремимся к более широкому и глубокому вхождению в европейское и мировое культурообразование. Эти юбилейные празднования во время войны продемонстрировали, насколько наше стремление к этому вхождению сознательное и мощное. Вскоре, под мирным украинским небом, которое обязательно таковым станет, будут открытия новых творческих личностей, некоторые из них возможно окажутся столь же колоссального масштаба, как и наша Соломия. Будут новые гранд-концерты и новые премьеры. Надеемся, однажды состоится и отмененный в этом году из-за войны Международный конкурс оперных певцов имени Соломии Крушельницкой, поскольку такие важные события — это о постоянстве и преемственности поколений.