Домой Культура Трагедия звезды фильма «Сорок первый»: как советская Монро умерла от голода

Трагедия звезды фильма «Сорок первый»: как советская Монро умерла от голода

172
0

Содержание


            Трагедия звезды фильма "Сорок первый": как советская Монро умерла от голода

50 лет назад ушла из жизни одна из самых красивых актрис СССР – Изольда Извицкая

В начале марта 2021 года календарь напомнил о том, что 50 лет назад из жизни ушла одна из самых красивых актрис советского кино – Изольда Извицкая. После выхода на экран драмы «Сорок первый» по ней сходил с ума весь СССР. В честь этой красавицы в Париже назвали кафе. Из-за ее красоты пострадала карьера Марка Бернеса. Так почему же звезда кино умерла в 38 лет в полном одиночестве? 

Студентка ВГИКа Изольда Извицкая была удивительно хороша – роскошная фигура, выдающаяся грудь, зеленые глаза, каштановые волосы. Это была породистая красота, не зря же западная пресса окрестила ее «советской Мэрилин Монро». Изочка, как ее называли подруги, начала сниматься еще студенткой. На хорошую фактуру начали «клевать» известные режиссеры. Интересно, что в первых своих кинодебютах Извицкая снималась в Киеве на киностудии им. Довженко. Там, например, знаменитый режиссерский дуэт – Алов и Наумов снимали юную красотку в фильме «Тревожная молодость». 

В 1955 году Извицкую позвал в свой фильм «Первый эшелон» Михаил Калатозов, режиссер, который спустя два года прославиться на весь мир с фильмом «Летят журавли». В истории о молодых комсомольцах, покоряющих целинные земли Казахстана, сошлись многие будущие звезды советского кино – Михаил Ефремов, Татьяна Доронина, Нина Дорошина и Эльза Леждей. Но, заметьте, именно у Извицкой была главная женская роль. На тех съемках у Калатозова актриса на свою беду познакомилась со своим будущим мужем – Эдуардом Бредуном. Но об этом позже. 

А пока режиссер Григорий Чухрай позвал Изольду на пробы в свою героико-революционную драму «Сорок первый». Ей предстояло сыграть лучшего стрелка партизанского отряда – большевичку Марютку. Ее партнером по роли, сыгравшем белогвардейского поручика Говоруху-Отрока, выступил красавиц Олег Стриженов.

Олег Стриженов и Изольда Извицкая оказались идеальной актерской парой для фильма «Сорок первый»

Интересно, что на фильм пробовались парами: Извицкая со Стриженовым, а Юрий Яковлев со Светланой Харитоновой. Говорят, что Иван Пырьев настаивал на второй паре, но утвердили все-таки Извицкую. И не прогадали. Актриса сыграла в этом трагическом несовпадении любви и идеологий с большим драматизмом. После того как «Сорок первый» посмотрели 25 миллионов советских зрителей, большая часть которых рыдала в финале, всем было ясно, что в стране родилась новая кинозвезда. 

Не в той стране Извицкая родилась, чтобы сиять

А в 1957 году фильм «Сорок первый» был отправлен на кинофестиваль в Канны, где неожиданно вызвал бурю восторга. Правда, поначалу французские журналисты встретили приезд советской делегации не очень доброжелательно. В одной из газет даже написали, что в Канны прибыла делегация из Москвы, в которой присутствует «актриса с ногами степного кавалериста». Это была злая шутка, но Григорию Чухраю стоило много усилий, чтобы Извицкая перестала рыдать и вышла на красную дорожку во всей красе, продемонстрировав свои ноги, которым впору обзавидоваться половине Голливуда. 

Изольда Извицкая в 1957 году Каннах была настоящей звездой

Жюри Каннского фестиваля присудило фильму «Сорок первый» специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». 

В Марселе во время его демонстрации белоэмигранты завалили Стриженова и Извицкую цветами. По мнению многих, Говоруха-Отрок стал самым интеллигентным и красивым белогвардейцем советского кино, а Марютку, полюбившую белого офицера и все же убившую его ради революционной идеи, называли королевой драмы. Портрет актрисы появился на обложках журнала New York Magazine и газеты Le Parisien libéré, а в Париже, по слухам, на волне популярности фильма даже открылось кафе «Изольда». К простой советской актрисе пришел мировой успех, но, увы, не в той стране Извицкая родилась, чтобы долго сиять.

Зять Хрущева и Марк Бернес

После успеха драмы «Сорок первый» актриса столкнулась с тем, что не нашлось в советском кино режиссера, способного предложить актрисе роль, равную той, что она сыграла у Чухрая. Нет, она играла в кино и достаточно много, но роли, хоть и главные, были не того уровня и драматизма. 

Как позже анализировал ситуацию Григорий Чухрай: «То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьезными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные, да и молодые режиссеры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду».

Однако киночиновники использовали образ Извицкой для своих нужд – по возвращению в СССР актриса стала членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, что дало ей возможность беспрепятственно путешествовать по миру, представляя советское кино. 

Изольда Извицкая своей красотой сводила мужчин с ума

Как мы понимаем, что и от ухажеров у 25-летней красавицы тоже отбоя не было. Среди них были довольно известные личности. А вот для актера Марка Бернеса увлечение Извицкой вылилось в большие неприятности. Дело в том, что в то же время, когда Бернес начал приударять за звездой фильма «Сорок первый», на нее положил глаз и зять Никиты Сергеевича Хрущева – Алексей Аджубей. И когда всевластный главный редактор газеты «Комсомольская правда» понял, что Бернес перешел ему дорогу, в издании тут же появилась ругательная статья о том, что актер разъезжает по Москве на огромной скорости и сопротивляется стражам правопорядка, когда те пытаются привести его в чувство. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Скотт Лэнг против Канга в трейлере "Человек-муравей и Оса: Квантомания"

Говорят, что после статьи в «Комсомолке» на Бернеса было заведено уголовное дело, которое, правда, позже как-то растворилось. У всенародного любимца тоже были крутые связи. Но после того скандала актера еще долго упрекали то в «дурном музыкальном вкусе», то еще в каких-то мелких грешках. Бернес же, получив урок, тут же женился и больше ни в какие истории с женщинами не встревал. 

Изольда и Бредун – роковая любовь

В 60-х Изольду Извицкую стали снимать все реже и реже. И дело не в том, что не было режиссеров и фильмов, а в том, что актриса сильно увлеклась алкоголем. Этому очень активно способствовал ее супруг – актер Эдуард Бредун

Эдуард Бредун сыграл крошечную роль спекулянта в комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

Помните спекулянта радиодеталями в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» или персонажа Пашу Эмильевича из «Двенадцать стульев», к которому Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) обращался: «Ну, ты, жертва аборта!». Так вот, их и играл Эдуард Бредун. 

Что может сделать актер второстепенных ролей, у которого жена – звезда мирового кино? Наверное, налить ей водочки. Супруг Извицкой так и сделал. Беда была еще в том, что Изольда любила своего непутевого мужа и верила ему. А он все подливал. От алкоголизма актриса сдала очень быстро. Но самое страшное, она стала терять координацию движений прямо на съемочной площадке. Слух о ее проблемах разлетелся очень быстро, и вот уже актрису перестали звать в кино. 

Правда, в 1963 году режиссер Сергей Колосов пригласил Извицкую сыграть в фильме «Вызываем огонь на себя«. Она сыграла разведчицу Пашу – подругу главной героини (ее сыграла Людмила Касаткина). Изольда собралась и играла очень хорошо. Если посмотреть фильм, то вы увидите, что в кадре она выглядела по-прежнему красавицей. Ее действительно любила камера, и на экране она выглядела очень живой и невыносимо яркой. Съемки длились почти два года, и за это время многие поверили, что Извицкая способна победить свою болезнь. Но едва артистка вернулась в Москву к мужу, пьянки начались с новой силой.  

Позже одна из подруг Изольды обвиняла Бредуна: «Ты пользовался ею – она соглашалась на любые роли, в то время как ты возомнил себя гением и ждал приглашения только на главные…» Но в 1971 году история подошла к финалу. 

Эдуард Бредун собрал свои вещи и ушел к знакомой жены – продавщице то ли ковров, то ли книг. Для Извицкой, которая всю жизнь любила своего мужа, это стало ударом. 

Она стала прогуливать работу в Театре киноактера и практически перестала выходить на улицу. Подруги позже вспоминали, что холодильник у нее был отключен, потому что нечего в нем было хранить, а в магазине она покупала только водку и кефир. 

Когда супруг обнаружил Извицкую на полу дома мертвой, официально врачи констатировали смерть в результате сердечно-сосудистой недостаточности. Но рядом с трупом актрисы лежала почти пустая бутылка из под водки, а еды в квартире не обнаружили, ну, разве что хлебный огрызок, наколотый на вилку, которыми бывшая звезда закусывала свою беду. По сути, она умерла от остановки сердца, вызванного истощением. 

По данным экспертизы, тело Изольды Извицкой пролежало в квартире больше недели. Когда ее хватились в театре, то с трудом заставили Эдуарда Бредуна пойти посмотреть, что происходит в квартире бывшей. По сути, она была никому не нужна. Так грустно окончилась история советской Мэрилин Монро. К слову, Бредун пережил супругу на 13 лет – не дожив до 50-ти, он скончался от цирроза печени.

Увы, рано спившиеся актеры и актрисы – штука нередкая, что в кино, что в театре. И часто они уходят, так и не сыграв своей главной роли. Извицкой в этом смысле повезло, хотя это очень слабое утешение.

Единственное, что мы можем сделать сегодня для этой несчастной женщины, это пересмотреть замечательный фильм «Сорок первый» и вспомнить, что Изольда Извицкая была действительно хорошей актрисой.