Содержание
Актер Михаил Кононов мог сделать невероятную карьеру, но помешал ужасный характер
Далеко не все знают, что замечательный актер Михаил Кононов – звезда фильма «Большая перемена», — прожил очень непростую жизнь. Ему довелось пережить самоубийство матери и предательство любовницы, а умер он практически в нищете. Почему же артист, который в памяти публики всегда был звездой экрана, на закате дней оказался забытым и брошенным?
Изучая биографии советских актеров, понимаешь, что многих знаменитостей погубил алкоголь и невостребованность в искусстве. С Михаилом Кононовым было не так – его карьеру погубил дурной характер. Актером он был гениальным, а вот человеком был раздражительным, обидчивым и вечно чем-то недовольным. А ведь, глядя на его обаятельных персонажей, такого даже подумать нельзя. Вот что значит актерский талант. Его в нем и ценили, многое прощали, и десятками слали сценарии, а тот все капризничал, постоянно был недоволен уровнем. В результате актер так и не сыграл свою главную роль.
По случаю дня рождения Михаила Кононова – родился он 25 апреля 1949 года – Vesti.ua решили вспомнить историю жизни звезды «Большой перемены» и «Гостьи из будущего».
Кононов и Даль — два сапога – пара
Азы актерства Михаил Кононов постигал в знаменитом Щепкинском училище. Курс его был – сплошь самородки и будущие звезды советского кино: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. С Далем Кононов сошелся особо близко, их даже называли «два сапога – пара», потому что оба были правдолюбами и всегда говорили то, что думали.
В 1963 году Даль и Кононов сыграли вместе в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Лирическая лента, снятая в Одессе, примечательна прежде всего своим составом – в фильме задействована целая плеяда молодых актеров, впоследствии ставших звездами: Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Нина Дорошина и Евгений Стеблов.
Но все же началом кинокарьеры Кононова следует считать великолепную комедию «Начальник Чукотки», снятую замечательным режиссером Виталием Мельниковым. Актер сыграл в фильме главную роль комсомольца Алеши Бычкова, который волею случая стал единственным представителем советской власти на самой восточной окраине СССР и пережил удивительные приключения, умудрившись заработать миллион долларов, побывать в США и вернуться домой. Эта роль для самого актера так и осталась самой главной в его карьере. Хотя после нее были роли в не менее талантливых картинах. Например, в военной драме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967).
А в фильме «На войне как на войне» Виктора Трегубовича (1968) Кононов сыграл главную роль младшего лейтенанта Малешкина, который практически мальчишкой попал на фронт и принял участие в освобождении Правобережной Украины. Роль Мелешкина принесла актеру настоящую популярность. Фильм «На войне как на войне» получился настолько правдивым, что его признавали даже фронтовики.
Ну, а потом случился «Андрей Рублев» Тарковского, где Кононову досталась роль юного монаха Фомы. Была она хоть и небольшая, но принесла актеру признание в профессиональных кругах. И именно опыт работы с Андреем Тарковским не давал актеру впоследствии размениваться на пустяки даже в те моменты, когда он сильно нуждался в средствах&
О непростой судьбе музы Тарковского и Кайдановского, закончившей карьеру Бутыркой и слепотой: читайте здесь.
«Большая перемена» – белиберда и несуразность
На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой.
Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался.
«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы.
«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.
Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя.
Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл.
Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.
На женитьбу сына мать отреагировала самоубийством
Михаил Кононов и в молодости обладал тяжелым характером, но в 33 года, когда он снимался в «Большой перемене», его поведение стало больше походить на нездоровье. Но тогда далеко не все знали, что в день его 30-летия мать актера покончила жизнь самоубийством.
О злом роке звезды «Тени исчезают в полдень» актрисы Александры Завьяловой: читайте здесь
Михаил был очень привязан к матери. Его отец, который после войны работал швейцаром в гостинице «Пекин», умер рано. После его смерти сын взял на себя ответственность за мать. Эта женщина, по утверждениям очевидцев, была скупа на ласку и болезненно ревнива ко всему, что могло бы отобрать у нее сына. По сути, она была домашним деспотом, привившим своему чаду массу комплексов. А когда ее сын появился на пороге дома с будущей женой, мать актера приняла его избранницу в штыки. Она была категорически против свадьбы, но сын проявил характер и женился. И тогда она отомстила ему самым страшным образом. Аккурат в день 30-летия Михаила 25 апреля 1970 года женщина совершила самоубийство – выпила целый пузырек отравы для тараканов.
Сын нашел ее в комнате на ковре. Эта трагедия навсегда изменила его, но самое главное, чего мать, собственно, и добивалась, актер возненавидел свою жену, считая, что мать умерла из-за нее. Кононов превратился в домашнего деспота, запретив жене любые проявления себя как личности. Он запрещал ей встречаться с друзьями и заниматься спортом. Но самое обидное – наотрез отказывался заводить детей. И пояснял это супруге тем, что в неволе не размножается.
Жена деспота сидела дома, а он пропадал на съемках, где, по слухам, имел адюльтер и не один. Интересно, что при всей своей вредности и специфической внешности, Кононов имел успех у женщин. Жена прощала ему измены и закрывала глаза на пьянство. Одни говорят, что Кононов в 70-х любил выпить, причем главным собутыльником был его друг – Олег Даль. Другие, да и он сам, утверждают, что Кононов никогда не пил – якобы у него к алкоголю было отвращение.
«Гостья из будущего» и опасная Малышка
В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости.
Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он.
В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.
В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.
Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью.
После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег.
Смерть от нищеты
Последние годы актер с женой жили практически в нищете. В кино его звать давно перестали, а в сериалах он играть отказывался. В 2006 году режиссер Глеб Панфилов по старой дружбе позвал актера в свой сериал «В круге первом» по роману Александра Солженицына. Это была роль старика-заключенного, который работал дворником и с трепетом ждал писем от дочери. Актер Евгений Миронов в одном интервью вспоминал о знакомстве с Михаилом Кононовым на тех съемках.
«Он очень дружественно ко мне отнесся. До этого, правда, поругал за что-то, за роль в каком-то фильме. Очень откровенный человек. Как наши персонажи – Глеб Нержин и Спиридон, так и мы во время съемок много времени вместе проводили. Я благодарен судьбе за эту встречу – как оказалось, единственную«, – говорил Евгений Миронов.
В 2007 году Михаила Кононова не стало. Еще крепкий 67-летний мужчина умер от сердечной недостаточности, развившейся на фоне двусторонней пневмонии, которую не удалось вылечить, поскольку денег на нужные лекарства у актера не было.
На похоронах актер Борис Галкин, который на тот момент был президентом Гильдии актеров кино и театра России, каялся в том, что не знал, что Миша находился в таком бедственном положении, и что ему за это очень стыдно.
Коллеги и друзья Михаила Ивановича обещали, что будут помогать его вдове. Однако, когда журналисты спустя годы решили отыскать Наталью Кононову, выяснилось, что никто знать не знает, что с ней. Оказалось, что женщина умерла спустя пять лет после мужа – это при том, что она была гораздо моложе супруга. Кто-то из соседей Кононовых сказал, что Наталья была очень привязана к мужу, он был для нее смыслом существования, вот и умерла от одиночества, тоски и алкоголя.
О семейная трагедии звезды «Кавказской пленницы» Фрунзика Мкртчана: читайте здесь.