За умышленно агрессивное вождение предлагается жестко штрафовать. А за повторное такое нарушение — лишать прав. Соответствующий законопроект разработан группой депутатов и направлен в правительство для получения отзыва.
Напомним, что внести в Госдуму законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях можно, только получив на него отзыв правительства. В самом проекте предлагается дополнить КоАП статьей 12.18.1. В ней "умышленное опасное (агрессивное) вождение, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения" предлагается наказывать штрафом 5 тысяч рублей. А за повторное нарушение — штрафом от 5 до 10 тысяч рублей или лишением прав до 1 года.
Однако полномочия рассматривать дела о таких нарушениях будут только у судей.
Кроме того, в новой статье есть примечание, в котором говорится, что обязательное условие привлечения водителя к ответственности — это наличие доказательств нарушения в виде видеозаписи.
Авторы считают, что это позволит не допустить субъективного подхода и привлечения к ответственности ни в чем не повинных граждан, например, ради выполнения плана по фиксации нарушений.
Напомним, что в Правилах дорожного движения запрещается опасное вождение. Этот термин был введен еще в 2016 году. Под ним, согласно Правилам, понимается неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом нарушений. А именно, невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. А также несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала. Кроме того — резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП. И еще — препятствование обгону.
И все это наказуемо, только если такие действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. Понятие — очень широкое.
Обязательное условие привлечения водителя к ответственности — это наличие доказательств нарушения в виде видеозаписи
Но вот ответственности просто за опасное вождение у нас нет. Хотя еще несколько лет назад правительством в Госдуму был внесен законопроект, в котором предлагалось за такое вождение наказывать штрафом 5 тысяч рублей.
Споров вокруг него было много. Он даже был принят в первом чтении, но дальше никуда не пошел. Кстати, именно этот законопроект может стать помехой для прохождения нового проекта. Они конкурируют друг с другом. Более того, как стало известно "РГ", подготовка правительственного законопроекта ко второму чтению завершается. И санкции в этом документе будут предложены гораздо более жесткие.
Также ответственность за опасное вождение заложена и в проекте нового КоАП, который разрабатывает минюст. Штраф в 3 тысячи рублей. Но когда этот проект будет готов для внесения его в Госдуму, неизвестно.
А лихачи на дорогах — вот они. Громкая авария с блогером на Кутузовском проспекте в Москве активизировала законодателей. Предложения посыпались словно из рога изобилия. Одно другого круче, вплоть до уголовной ответственности за размещение в интернете роликов с опасным вождением. Но о том, что у нас даже административной ответственности за такое вождение не предусмотрено, как-то подзабылось.
Как рассказал один из авторов депутатского законопроекта, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, опасное вождение, то есть совершение водителем в течение короткого периода времени совокупности различных противоправных действий, может происходить только умышленно. Об этом говорят размещаемые в соцсетях видеоролики, в которых водители дорогих иномарок демонстрируют опасную езду, вседозволенность, наплевательское отношение к другим участникам дорожного движения, а также к налагаемым на них штрафам. По вине таких водителей совершается 80 процентов всех ДТП. Для решения этой проблемы и предложено ввести новое наказание в действующий КоАП.
Надо сказать, что действительно наказание за агрессивное вождение вводить следует. Но проблема заключается в том, что в предложенной депутатами формулировке говорится об умышленном опасном вождении. А умысел еще надо доказать. И это очень непросто.
Ну — и главный вопрос, из-за которого, кстати, застопорилось продвижение предыдущего законопроекта: как администрировать опасное вождение?
По вине водителей дорогих иномарок, демонстрирующих вседозволенность и наплевательское отношение к окружающим, происходит 80 процентов всех ДТП
Дело в том, что любой полицейский должен пресекать правонарушения. Это прописано в законе о полиции. То есть, увидев, что водитель нарушил, полицейский должен это нарушение сразу же пресечь, а не ехать вслед с видеокамерой в ожидании совершения второго нарушения, потому что иначе состава опасного вождения не получится.
Отчасти проблему может решить скрытое патрулирование. Инспектор на обычной машине не может остановить нарушителя. Но он может передать информацию ближайшему экипажу со всеми доказательствами.
Помочь могло бы и приложение "Народный инспектор". Но беда в том, что это приложение планируется сделать только для смартфонов. В него нельзя будет загрузить съемку с видеорегистратора. Получается, что нацелено оно только на то, чтобы еще раз противопоставить пешеходов и водителей. А реальные нарушения, в том числе и опасное вождение, которое фиксируется обычными автомобилистами на видеорегистраторах, будут проходить мимо. Остается лишь надежда, что граждане такие записи сами будут направлять в полицию.
Также предлагаемая статья поможет привлекать к суровой ответственности на основании видеороликов, размещенных в интернете, в соцсетях, например. А по отдельным нарушениям такая практика работает.
В общем, ввести ответственность за опасное вождение можно. Только статья эта в нынешних условиях будет, вероятнее всего, срабатывать редко. И именно по причине сложности выявления такого нарушения.