Покупатель машины вправе вернуть ее в автосалон, если продавцы скрутили пробег. Такое разъяснение сделал Верховный суд России в специальном обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей.
В качестве примера приведено дело жительницы Пермского края Елены В. В 2019 году она купила в автосалоне подержанный японский автомобиль. Продавцы уверяли, что машина выпущена в 2015 году, и за это время пробежала 62 тысячи километров. Продали авто за 580 тысяч рублей.
"В связи с неисправностью панели приборов сверить пробег автомобиля не представилось возможным. При детальном изучении документов выяснилось, что автомобиль не 2015, а 2013 года, а его пробег гораздо больше заявленного продавцом и указанного в договоре купли-продажи", — говорится в материалах дела. Реальный пробег обновки составил 132 тысячи 354 километра.
Нижестоящие инстанции сочли, что женщина не может вернуть автомобиль в салон. Мол, раз дала себя обмануть, надо смириться. Верховный суд с таким подходом не согласился.
"Продавец несет ответственность за несоответствие информации о товаре, связанное с фактами, о которых он знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю, — подчеркнул Верховный суд. — В силу приведенных выше положений закона доводы потребителя о недостоверности полученной от продавца информации об автомобиле имели существенное значение для дела, однако суды данным обстоятельствам надлежащей оценки не дали". Поэтому спор был направлен на новое рассмотрение. А само дело включено в обзор практики в назидание всем судьям страны.
"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля в случае сообщения продавцом недостоверной информации о годе его изготовления и пробеге", — утверждается в документе.
На такие правовые позиции должны ориентироваться все заинтересованные лица.
Компетентно
Виктор Момотов, председатель Совета судей РФ:
В 2020 году судебной системой было рассмотрено 290 тысяч дел в сфере защиты прав потребителей, из них 52 процента относились к сфере продажи товаров, оказания бытовых услуг, 32 процента — это страховые споры и еще 16 процентов — в финансово-кредитной сфере. По итогам рассмотрения судами удовлетворено 82 процента требований потребителей.
Верховный cуд РФ всегда последовательно уделял внимание такой чувствительной в социальном плане проблеме, как защита прав потребителей. Представляется, что сложностей в рассмотрении дел данной категории быть не должно, однако могут быть ошибки при разрешении спорных вопросов по существу. Суды иногда неверно определяют подсудность, бремя доказывания, а также юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию. С модернизацией технически сложных видов товаров, способов получения и оказания услуг (виртуальное, дистанционное) проблемным может стать и определение существенного недостатка товара и услуг.
Полагаю, что в сложившихся условиях принцип добросовестности должен быть глубоко интегрирован в содержательную ткань потребительских правоотношений. Приобретая товар или услугу, потребитель вправе потребовать от профессионально сильной стороны в договоре (продавца, изготовителя, исполнителя и т.д.) полной информации о правах и обязанностях с разъяснением непонятных терминов и неясных формулировок.
Воля сторон в таком договоре должна быть выражена прямо, недвусмысленно и таким способом, который бы исключал сомнения относительно их намерения заключить договор на указанных условиях.
Важно!
Продавец должен ответить, если машина постоянно ломается
Верховный суд разрешил возвращать машину в салон из-за хронических неисправностей. Некая К. купила машину в июне 2017 года. Уже в октябре того же года сервисным центром официального дилера в целях устранения недостатка автомобиля произведена по гарантии замена головки блока цилиндров двигателя. В апреле 2018 года К. вновь обратилась в сервисный центр с заявкой на имеющийся дефект автомобиля: "стук двигателя, горит контрольная лампа давления масла, рывки при ускорении, повышенный расход масла".
По результатам проверки неисправностей сервисным центром принято решение о производстве гарантийного ремонта автомобиля, а именно о замене масляного насоса двигателя, доработке топливной системы. Как часто бывает, любовная лодка автолюбительницы разбилась о быт автосервисов. Автоледи решила расстаться с некогда любимым и дорогим транспортом и вернуть авто в магазин.
Эксперты нашли в автомобиле дефект редукционного клапана масляного насоса двигателя. Данный недостаток признан производственным, но не имеющим признаков повторяемости с ранее устраненным недостатком. Проще говоря, тогда сломалось одно, сейчас другое. Такое случается.
Однако, как пояснил ВС (если переводить с юридического на общедоступный), когда машина ломается неприлично часто, это тоже может быть признано существенным недостатком.
Дословно же в обзоре сказано следующее: "Выявленные более одного раза различные недостатки технически сложного товара, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям к качеству и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара по назначению, являются существенным недостатком по признаку неоднократности". То есть не важно, что нет никакой связи между поломками. В данном случае надо доказывать, что каждый недостаток сам по себе препятствует эксплуатации автомобиля. Раз постоянно приходится ходить пешком, вы вправе подать на развод со своей машиной.
Цифра: 290 тысяч исков в сфере защиты прав потребителей рассмотрели суды в 2020 году. Удовлетворяется 82 процента требований потребителейСовет юриста
Никита Филиппов, почетный адвокат России:
Закон о защите прав потребителей направлен на минимизацию рисков введения покупателя в заблуждение относительно приобретаемого товара, а также не допускает произвольного уменьшения объема ответственности или включения в договор дискриминационных условий, включая отказ от любой ответственности.
Автомобили относятся к категории технически сложных товаров и товарам, не подлежащим возврату по причине несоответствия габаритам, фасону и пр. причинам, не связанным с недостатками товара. Поэтому предоставленные потребителю права на отказ от товара с недостатками или неподходящие ему по габаритам, фасону и пр. не распространяются на автомобили.
Лишь в отдельных случаях покупатель вправе потребовать возврата денежных средств.
Это: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение сроков устранения недостатков товара и т.п.