Содержание
День театра: как украинские театры собираются воевать на культурном фронте
В начале марта Одесский украинский музыкально-драматический театр им. Василя Василько представил премьеру треш-мюзикла “Карпатский вестерн”, на которой побывали Vesti.ua. А в день рождения Тараса Григорьевича Шевченко руководство Одесского украинского театра собрало под своей крышей директоров и художественных руководителей театров, театральных критиков и журналистов, чтобы обсудить срочные вопросы работы театров в условиях войны. Все тезисы, прозвучавшие в ходе обсуждения, мы предлагаем изучить в Международный день театра.
Инициатива круглого стола принадлежала директору Одесского театра Юлии Пивоваровой, которая давно мечтала организовать с коллегами – театральными директорами – дискуссию на тему “Театральная деятельность в условиях полномасштабной войны: вызовы, достижения, перспективы”.
География круглого стола впечатляет – Херсон, Николаев, Днепр, Ровно, Киев. Директора театров из этих городов честно признавались, что когда началась полномасштабная война, у каждого присутствовала некоторая растерянность, потому что было прежде всего неясно, нужен ли в условиях войны театр в принципе. Однако ответы на эти вопросы были найдены почти сразу. “Фронт везде”, – сказал себе каждый из присутствующих и уверенно повел свой “театральный корабль” через бурное военное море. Они играли в бомбоубежищах, в госпиталях для раненых воинов, на импровизированных сценах “на нуле”, разыгрывали в подвалах сказки для детей… Они отвлекали и утешали ровно столько, сколько от них этого ждали. Потом театры начали думать о будущем и устраивать премьеры спектаклей, хотя, как было сказано во время дискуссии, “сегодня выпуск спектакля – это подвиг”.
Эти творческие личности за год пережили многое, сегодня же их больше волнуют не реалии, а будущее украинского театра. При этом они уже давно не ждут никакой стратегии от Министерства культуры, хотя этой госструктуре давно бы не помешало разработать стратегию развития культуры в стране в принципе. “О министерстве говорить не будем – оно занимается национальными театрами”, – прозвучала такая фраза, которая подвела руководителей театров “ненациональных” к мысли, что со всеми вызовами военного времени они должны справляться самостоятельно.
Vesti.ua решили рассказать о руководителях пяти украинских театров, о том, как они пережили год войны и как собираются “воевать” на культурном фронте дальше.
Одесса:
“Мы все делаем “всупереч, а не завдяки”
“Собственно, наши театры не только выстояли, но и стали фактически форпостами непоколебимой веры в победу, надеждой и утешением в трудные времена борьбы за свою независимость, свободу и культуру – главное достижение театральных коллективов”, – констатировала Юлия Пивоварова, открывая дискуссию.
Одесский музыкально-драматический украинский театр им. В. Василько стал первым в городе, который открыл свои двери для зрителя после начала полномасштабного вторжения. 5 июня 2022 года в театре стартовал 98-й сезон в новом формате «Театр в укрытии». Сезон начался с премьеры спектакля «Саша, вынеси мусор», над которым творческий коллектив работал в марте-апреле 2022-го.
Это притом что часть коллектива театра ушла на фронт, кто-то уехал из страны. Чтобы как-то сбалансировать труппу, начали приглашать актеров из других городов – из Николаева, Херсона, Киева.
В результате за год войны Театр им. В. Василько выпустил 6 (!) украиноязычных премьер.
“Я вызовы принимаю абсолютно спокойно. Как для меня, то война началась не в 2022 году, а в 2014-м. За последний год войны Одесса сильно изменилась, и мы постоянно в нашем театре приводили людей в чувство: мы говорили: «Людоньки, подивіться, що відбувається насправді«, – говорит Юлия Пивоварова.
В 2022 году Одесский украинский музыкально-драматический театр побывал с гастролями в Ивано-Франковском драмтеатре. Его гендиректор Ростислав Держипильский по этому поводу в одном интервью признался: “Для меня это событие имеет символическое значение. Полагаю, что украинский театр на юге и востоке выполняет сегодня важную функцию украинизации общества. У нас, слава Богу, с этим лучше.”
Одессе еще предстоит принять украинский язык. “Когда мы начали развивать репертуар в направлении украинского современного, в полном смысле слова меня спрашивали, что это за проукраинский шабаш происходит у вас в театре. Не понимаю, почему сразу шабаш и не понимаю, что не проукраинское может происходить в украинском театре. Это было очень странно. Я много раз слышала, что «мы не ходим в театр, потому что там украинский язык». Но когда народ понял, что в Театре им. Василько проходят интересные события и спектакли, оказалось, что все очень хорошо украинский понимают. Я разговаривала перед премьерой “Карпатского вестерна” с директорами других театров, которые к нам пришли: все мы сегодня все делаем “всупереч, а не завдяки”, – резюмировала Юлия Пивоварова и призвала театральных топ-менеджеров объединяться и генерировать общую стратегию развития украинского современного театра.
ХЕРСОН:
“Сегодня мы можем играть только три спектакля, завтра их будет больше”
Одним из самых ожидаемых гостей в Одессе стал директор – художественный руководитель Херсонского театра им. Мыколы Кулиша Александр Книга.
В конце июля 2022 года Vesti.ua сделали интервью с Александром Книгой, в котором он рассказал нам, как выживает его родной театр в условиях оккупации. Александр Книга в театральной тусовке сегодня считается легендарной личностью – шутка ли, худрук Херсонского театра 40 дней провел в оккупации, был арестован оккупантами, ходил на допросы, чудом вырвался с оккупированной территории, а добравшись до Львова, сумел организовать и провести свой традиционный международный театральный фестиваль “Мельпомена Таврии”, в котором летом 2022 года приняло участие более 60 театров. В ноябре 2022 года Александр Книга на базе столичного Театра им. Леси Украинки представил премьеру документального спектакля “Лишатися (не) можна…” – грустную и смешную, очень трогательную и вдохновляющую историю херсонцев, которым выпало судьбой стать свидетелями того, что такое оккупация и приход “русского мира”.
Как только оккупанты покинули Херсон, Книга вернулся в театр и принялся наводить там порядок. Говорят, Александр Андреевич и его актеры по Херсону передвигаются исключительно в бронежилетах, поэтому Vesti.ua обрадовались, увидев Книгу в Одессе живого и здорового – он был свеж, весел, и поскольку дело было 9 марта, каждой встретившейся женщине бравый театральный худрук дарил крошечный пакетик с шоколадкой. И это было мило до слез.
Во время круглого стола Александр Книга рассказал о том, что первые спектакли дома труппа театра начала робко играть в укрытии, затем замахнулись на детские новогодние представления, на которых побывало 1700 херсонских детей.
Сегодня театр готовится к полному возобновлению работы. А как только прекратятся обстрелы города, в Херсоне готовы принять те театры, которые готовы приехать с гастролями, чтобы поддержать херсонцев.
Александр Книга говорит, что труппу театра ему придется собирать еще очень долго – она буквально рассыпана по всей Европе: «Сегодня мы можем играть только три спектакля, завтра их будет больше, но я знаю точно одно – театр нужен нашим зрителям, я вижу это по глазам тех, кто приходит на наши спектакли, по глазам взрослых и детей… и еще я понимаю, что мы нужны государству не меньше, чем наши воины”.
На днях Александр Книга побывал в Киеве, где встречался с министром Александром Ткаченко, с которым обсудил планы на дальнейшую работу по восстановлению утраченных ресурсов, которые так необходимы для мощной работы на деоккупированных территориях. Ну, может, хотя бы этому театру будет польза от Минкульта.
А намедни стало известно, что Херсонский музыкально-драматический выступил с инициативой поставить вместе с Кировоградским театром им. Марка Кропивницкого пьесу “Заборонений” о Василе Стусе – недавно в Кропивницком прошла совместная читка пьесы. То есть жизнь идет, несмотря на то, что Херсонщина постоянно находится под обстрелами.
Николаев:
“Люди требуют очищения, а значит, мы нужны”
Николаевский академический художественный драматический театр первым с момента войны избавился от слова “русский” в своем названии. Сделать это 24 февраля и изменить статус театра было гражданской позицией всей труппы.
Начиная с Международного дня театра в 2022 году, николаевцы возобновили работу — играли в бомбоубежищах и колесили по прифронтовой территории с концертами для ВСУ и теробороны. Артем Свистун говорит, что это было как дежавю, поскольку во Вторую мировую актеры Николаевского театра тоже ездили с агитбригадами по фронту.
А 22 сентября 2022 года во двор театра прилетела ракета, в результате чего в здании вылетели окна, сильно пострадали фасад и стены. К счастью, сцена сохранилась, и 23 сентября на ней, вопреки всему, было проведено мероприятие. “Это была арт-терапия для нас самих, – вздыхает директор – художественный руководитель театра Артем Свистун. – Сейчас у нас осталась всего половина труппы, поэтому восстанавливать спектакли очень трудно”.
Сегодня в Николаевском театре идет полный пересмотр репертуара, при этом выездные программы под обстрелами продолжаются, также идет работа в укрытии, где была открыта альтернативная сцена. В марте театр готовит гастрольный тур. “Люди требуют очищения, а значит, мы нужны”, – говорит Артем Свистун.
А ко Дню театра николаевцы ждут в гости гастрольный десант – со своими представлениями в город приедут театральные труппы из Кропивницкого, Одессы и Херсона.
Днепр:
”С июля по декабрь 2022-го мы сделали в “ДРАМиКОМе” пять премьер – это спасло нас самих”
Директор – художественный руководитель днепровского театра “ДРАМиКОМ” Сергей Мазаный рассказал о том, что с июля по декабрь 2022 года они сделали пять (!) премьер.
«Пять премьер – это немало и для мирного времени, а для военного тем более. Между тревогами и отключениями света мы занимались творчеством, потому что именно работа нас спасала весь 2022 год, и мы вдохновлены продолжать”, – уверил Сергей Мазаный.
Помимо этого, “ДРАМиКОМ” приютил у себя на базе труппу Луганского украинского музыкально-драматического театра под руководством Сергея Дорофеева, которая после 2014 года обосновалась в театре в Северодонецке. Увы, оккупанты здание театра в Северодонецке разбомбили так же, как они сделали это в Мариуполе, и тогда многострадальная труппа перебралась в Днепр.
Тем не менее, несмотря на вызовы войны, в “ДРАМиКОМе” работают и думают о будущем: к Международному дню театра приурочена премьера спектакля “Кассандра” по одноименной пьесе Леси Украинки, а в апреле представят спектакль “Академия смеха” японского драматурга Коки Митани.
“Мы думаем о том, каким украинский театр будет завтра. Война – это шанс, который поможет все изменить, избавить от остатков советского наследия, “совковых” рудиментов управления театрами. Хочется верить, что после победы культура выйдет на первый план, и театр в том числе”, – говорит Сергей Мазаный.
Ровно:
“Все зависит от нас самих и от департаментов театров, если, конечно, там сидят сознательные люди”
Ровенский академический украинский музыкально-драматический театр, по словам его директора – художественного руководителя Владимира Петрива, не работал полгода, а в его стенах находился военный гуманитарный штаб, в работе которого были задействованы и 140 сотрудников театра. Параллельно театр продолжал репетиции.
“Коллектив сохранился почти стопроцентно, уехало всего несколько актрис с маленькими детьми – и тут нам повезло, потому что нам протянули руку помощи театры Европы, – говорит Владимир Петрив. – В то же время мы взяли в штат 12 человек из театров, оставшихся на оккупированных территориях или близких к линии фронта, в том числе из Харькова и Одессы”. Руководитель театра говорит, что влияние этой свежей крови дало свой мощный толчок ровенской труппе.
Во время встречи в Одессе руководитель Ровенского театра пообщался со своим коллегой из Херсона, и в результате из Ровно на юг отправится генератор, который станет очень полезным подарком от одного театра другому.
А еще Владимир Юлианович шутит по поводу театральной стратегии, что “под лежачий камень коньяк не течет”. “Все зависит от нас самих и от наших департаментов театров, если, конечно, там сидят сознательные люди”, – уверен руководитель Ровенского театра.
К Международному Дню театр в театре готовят большую премьеру — «Энеиду» Котляревського на современный лад в жанре эпичного бурлеска. Авторы спектакля говорят, что история прошлого и современности Украины переплетаются очень сильно и что война, описанная Котляревским, очень напоминает ту, которая идет у нас сегодня.
“Пора признать, что спектакль – это продукт, а театр пора делать модным”
В результате дискуссии руководители театров из разных регионов Украины сошлись на том, что перемены в театральной сфере необходимы. А для этого требуется анализ всего происходящего в театрах, чтобы наметить стратегии развития отрасли.
“Театр меняется изнутри, и сегодня нужно современным языком маркетинга и менеджмента говорить о продукте, который мы готовим. И пора уже признаться самим себе, что спектакль – это продукт”, – говорят театральные руководители. Журналисты же добавляют от себя, что театральное искусство нужно делать модным для людей, избавляясь от основательно устаревшего принципа “творить искусство только ради искусства”.
Понятно, что в условиях войны подлинным вызовом для многих театральных трупп стало сохранение коллектива. Однако все сошлись на том, что нужно менять многое внутри самой системы. Потому что “театр живет по инструкциям, существующим с 70-х годов, и их нужно переписать”, потому что “тарифные сетки не отвечают современным требованиям театра”, потому что “PR-менеджера хотели бы взять, но такой должности нет в штате – приходится брать пиарщика на должность директора-распорядителя”.
“Министерство культуры нам не поможет, потому что оно понимает только цифры. Давайте вообще вспомним, когда Министерство культуры последний раз собирало директоров театров”, – говорит Владимир Петрив.
Все сошлись на том, что кто-то должен лоббировать интересы театра у государства, что театральной общественности нужно гораздо активнее работать с чиновниками разных уровней, общественным мнением и с руководителями военных администраций.
Театр должен меняться, и делать это нужно сейчас еще и потому, что по окончании войны домой вернутся очень много покалеченных духовно и физически людей. И театр понадобится обществу как один из инструментов инклюзии. Он нужен в таком свойстве уже сейчас. “К нам обратился военный, находившийся в госпитале, с просьбой помочь ему психологически и дать возможность посетить театр, – рассказывает руководитель “ДРАМиКОМа”. – В то время у нас шел тяжелый спектакль “В конце времен”, я посоветовал пойти на другой. Но парень захотел именно на него, а потом признался, что после увиденного на сцене он окончательно решил, что хочет жить и творить. Для нас это был знак, что мы должны делать свое дело и лечить людей”.
“Мы сегодня воюем за души людей, их разум, за их государственность”, – сказал по этому поводу Александр Книга.
В результате участниками круглого стола были приняты решения о наработке необходимых документов и обращений к тому же МКИП. Если действовать активно и методично, того и гляди, Минкульт соберет директоров театров, чтобы обсудить с ними стратегию развития современного украинского театра, а может, и стратегию развития культуры в целом. А если нет, то, как пел Сергей Бабкин весной 2022 года, “а далi ми самi” – в этом смысле творческим людям в Украине не привыкать. Но мы же постоянно говорим о том, что война должна изменить Украину и украинцев к лучшему, и если можем давать отпор врагу, объединившись в единый кулак, так почему мы не можем это сделать ради мирных целей?