СМИ снова начали пугать водителей: якобы с 1 июня водителей будут штрафовать с помощью нового приложения «Народный инспектор». Как утверждают СМИ, такое поручение дал президент. А в основу этого «Народного инспектора» якобы положат приложение «Помощник Москвы».
Однако, все это не совсем так. Президент действительно дал поручение правительству 1 июня "закончить работу над внесением в законодательство изменений", которые позволят в автоматическом режиме, то есть без оформления протокола штрафовать нарушителей правил с помощью фотоматериалов, направленных гражданами. "Российская газета" писала об этом 27 ноября, когда поручение было дано. Также поручено к этой же дате "закончить работу над внесением в законодательство изменений" о передаче полномочий по вынесению штрафов за некоторые нарушения правил от МВД региональным властям. Но "закончить работу над внесением в законодательство изменений" вовсе не означает, что прямо с 1 июня все это вдруг заработает.
Надо сказать, что МВД свою часть поручения уже давно выполнило. Соответствующие поправки в законодательство давно внесены в Госдуму и даже приняты в первом чтении. Но далее они никуда не пошли. А нет закона, нет и подзаконных актов. Мяч на стороне Госдумы.
Возможность штрафовать автомобилистов с помощью мобильного приложения в автоматическом режиме заложена и в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях. Но когда он будет готов хотя бы для внесения его в Госдуму — также никому не известно.
С чего вдруг некоторые СМИ взяли, что приложение, которое пока называется "Народный инспектор", будет разработано на основе столичного приложения "Помощник Москвы" — вообще неизвестно. В России уже работают несколько приложений для смартфонов, которые позволяют привлекать водителей к ответственности за нарушения некоторых правил. Например, за нарушения правил остановки и стоянки или за стоянку на газоне. Первыми такое приложение запустили в Татарстане под названием "Народный инспектор". Затем подтянулась столица, запустив приложение "Помощник Москвы", а потом Московская область с приложением "Добродел". Однако сейчас автоматически штрафы с этих приложений оформлять нельзя.
Дело в том, что по определению Верховного суда без оформления протокола выписывать штраф можно только с материалов, полученных с автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений. То есть прибор должен работать без воздействия на него человека. Со смартфоном это невозможно. И хоть такие штрафы продолжают выписывать, они отменяются судами.
Федеральное приложение "Народный инспектор" должно будет работать через портал Госуслуг. А поэтому ни одно из ныне действующих приложений в его основу лечь не может. Да и само по себе такое штрафование автовладельцев вызывает много вопросов. Равно как и передача полномочий.
Согласно поправкам в КоАП, которые были внесены в Госдуму еще в 2016 году, с помощью приложения можно будет привлекать к ответственности за нарушения правил парковки, непредоставление преимущества в движении тем, у кого оно есть, проезд под шлагбаум или на красный свет на ж/д переезде, проезд на красный свет, разворот или движение задним ходом, где это запрещено. А также нарушение требований знаков или разметки, выезд на встречную полосу, движение по выделенной полосе, непропуск пешеходов.
Но его применение на практике вызывает много вопросов у экспертов, равно, как и передача полномочий. Как прокомментировал эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман, "Народный инспектор" — это инструмент "пешеход против водителя". Ведь использование автомобильных видеорегистраторов законом не предусмотрено. Чтобы выявить нарушение, требуется запустить программу, навести смартфон на нужную точку. Водитель во время движения этим заниматься не может. Значит, работать это будет против статичных нарушений типа парковки под знаком, где это запрещено, или на газоне.Что же касается передачи полномочий регионам, то получается, что в одни руки попадает установка ограничений для водителей, их администрирование и получение средств. Регионам выгодно, чтобы водители нарушали. Это приведет к созданию огромного количества бессмысленных ограничений и ловушек на дорогах.