В 1997 году Москвич-2141 (экспортное наименование — Aleco) был серьезно модернизирован, получил новую лицевую часть, комплектацию с двигателем Renault и новое имя — Святогор. Чуть позже появились и VIP-исполнения «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир» и «Иван Калита». «РГ» рассказывает об этих последних «Москвичах».
Москвич-2141 конца 90-х годов прошлого века стал производственной вершиной столичного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).
Как известно, за основу 2141-го была взята модель Simca 1308 от французского производителя, входившего тогда в корпорацию Chrysler. По сравнению с "донором" у 2141-го была уменьшена колесная база, многие элементы кузова смоделированы заново, но силовой каркас был позаимствован полностью, что хорошо сказалось на пассивной безопасности. Моторная линейка этого "последнего из могикан" была обширной. Под капотом можно было обнаружить двигатели Уфимского автозавода от 1,5 до 2 л и вазовские агрегаты объемом 1,6, 1,7 или 1,8 л. Экспортные же версии получали моторы Ford.
"Святогор" (Москвич-2141-02).
После модернизации 1997 года теперь уже "Святогор" (Москвич-2141-02) обзавелся повторителями "поворотников" на крыльях, вторым внешним зеркалом (на правой двери) и другими благами цивилизации. Что еще важнее, новинку "премировали" 2-литровым двигателем Renault F3R272 мощностью 113 л.с. Хотя прежние агрегаты тоже остались доступны. Трансмиссия же осталась неизменной — 5-ступенчатая "механика". При этом машина сохранила ключевые преимущества предшественника — переднюю подвеску типа McPhersson, реечное рулевое управление, тормозную систему Lucas, эффективный отопитель и самое главное — достойную динамику.
"Князь Владимир".
Новый интересный виток в истории последнего "Москвича" произошел в 1997 году, когда свет увидел мелкосерийный "Москвич" М-2141R5, он же — "Юрий Долгорукий", лифтбек с увеличенным на 200 мм расстоянием между осями и соответственно более широкими задними дверями. В том же году дебютировал аналогично удлиненный седан "Москвич" 2142R5, он же "Князь Владимир". Обе модели прогрессировали по курсовой устойчивости благодаря растянутой колесной базе. Также в плюсах оказался более просторный салон. Помимо реношных моторов обе модели комплектовали агрегатами ВАЗ 2106 и УЗАМ 3317/3318/248. Несмотря на крупный заказ в 1998 году от московской мэрии, широкого распространения модели с культовыми именами не получили.
"Иван Калита".
Хуже всего сложилась судьба бизнес-седана "Иван Калита", дебютировавшего в августе 1998 года.
Население не поняло дизайнерских экспериментов над кузовом "Москвича", в частности, его огромной светотехники, непропорционально длинного багажника и оригинальной, обшитой в псевдодерево, передней панели в салоне. Тем не менее, в 1999 году на базе "Ивана Калиты" было выпущено двухместное купе "Дуэт", производившееся под заказ, а позднее — бюджетное исполнение "Дуэт-2" на базе "Князя Владимира".
В связи с дефолтом 1998 года оснащение экзотических модификаций "Москвичей" импортными моторами Renault прекратилось. К началу 2000 года на площадках завода скопилось более 9000 непроданных автомобилей, часть которых была некомплектна. В результате в марта 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен. Но в Киеве при этом различные исполнения Москвича-2141 собирались вплоть до 2002 года.
"Дуэт-2".
В заключение отметим, что в 2018 году концерн "Калашников" из Ижевска представил концепт-кар CV-1, созданный на базе лифтбека Иж-2125 "Комби" образца 1997 года. Иными словами, дизайн кузова вызвал ностальгические чувства по 41-му "Москвичу" Были заявлены 680-сильный электромотор и запас хода 350 км, а сам проект мыслился как ответ американской Tesla. Получат ли эти ретронотки "Москвичи" нового поколения, которые планируется выпускать на новом заводе,- вопрос. Большинство экспертов в этом сомневается.