Содержание
Развалится ли Министерство культуры после ухода Ткаченко
Прошло более двух недель, как исполняющим обязанности министра культуры является Ростислав Карандеев. По прогнозам деятелей культуры, назначение министра может затянуться надолго, вплоть до окончания войны. Однако проблем новому министерству придется решать много: от борьбы за свое существование до решения скандалов, которые остались после ухода Александра Ткаченко.
Кто заменит Ткаченко
Назначение Карандеева на пост и. о. министра культуры особой критики в кругах культурных деятелей не вызвало. Большинство отзываются о нем пока сдержанно, называют опытным чиновником. Но при этом уверены в том, что его статус “и. о.” затянется надолго – возможно, до окончания войны.
“Он еще долго будет оставаться “и. о.”, потому что нет кандидатуры министра. Это должна быть компромиссная фигура, ее ищут уже второй год. Хотя Карандеев подходит Офису президента. Сейчас Минкульт – самое сложное у нас министерство, поскольку на него очень большое влияние имеет общественность. Найдет ли Карандеев компромисс с общественностью, неизвестно”, – считает культурный деятель и издатель Юрий Комельков.
Другие претенденты на эту должность, чьи имена появляются в СМИ, эксперты всерьез даже не рассматривают. Но нужно сказать, что среди них чаще всего фигурирует актер Станислав Боклан. Хотя по информации Vesti.ua, артист уже несколько раз отмел предложение возглавить министерство.
Киноиндустрия на грани выживания
В первую очередь от Карандеева сейчас ждут решения вопроса по финансированию сериалов. Напомним, Министерство культуры объявило конкурс кинопроектов, в результате которого полмиллиарда гривен было выделено на съемки 52 сериалов разного жанра. Правда, скандал разгорелся не столько вокруг проекта в целом, сколько вокруг комедии “Смт Ингулец”, которую собрался как продюсер снимать Юрий Горбунов. На нее должны были выделить 33 млн грн. Но негативная реакция общественности, поддержанная многими звездами, включая Сергея Притулу и Игоря Кондратюка, оказалась настолько сильной, что Горбунов отказался от госфинансирования. Основной посыл протестующих заключался в том, что не время тратить деньги на сомнительные шуточные фильмы, поскольку во время войны каждая свободная копейка должна перечисляться на нужды ВСУ.
Скандал утих, но проблема повисла, что называется, в воздухе.
“Не все сериалы, которые должны были профинансировать, плохие. Поэтому новому министру стоит создать некую рабочую группу – туда вошли бы люди, которые критиковали выделение денег на съемку 52 проектов, а потом они вместе разобрали бы каждый из них. Важно, чтобы не осталось ярлыков, что сериалы – это плохо и денег на это не надо давать, все – для фронта. Так можно вместе с водой выплеснуть и ребенка. Проблема еще и в том, что некоторые съемочные группы начинают сейчас заходить в препродакшн за собственный счет. Но если министерство не станет решать этот вопрос, то деньги будут просто зря потрачены”, – говорит сценарист Андрей Бабик.
В киносреде достаточно много людей, поддерживающих проект съемок сериалов, но с оговорками.
“Что касается скандала вокруг финансирования сериалов, то скажу, что они нужны, но финансировать их должно было Госкино. Эти полмиллиарда гривен не должны были идти через Минкульт, поскольку это нарушение законодательства. Нужно было провести питчинг по его стандартным правилам. А на какие темы снимать – должны решать эксперты, которые отслеживают запросы рынка. Спорность этого проекта заключалась в том, что все эти сериалы должны были быть сняты для телеканала “Дом”. Кроме того, законодательство запрещает стопроцентное финансирование сериалов из госбюджета – только 50%”, – говорит киноэксперт Людмила Горделадзе.
Если данная проблема не будет решена, то это первый сигнал того, что украинская киноиндустрия окажется очень близкой к исчезновению. Уже этой осенью, когда должен быть принят бюджет страны на будущий год, украинская киноиндустрия либо окончательно развалится, либо получит хоть какую-то поддержку, чтобы прожить еще какое-то время.
“Сейчас такое время, когда нужно побеждать, а не выделять полмиллиарда на музей или другие сферы. Поэтому вполне может произойти такое, что на будущий год в бюджет будут заложены лишь заработная плата и коммунальные услуги. Вряд ли будет финансирование каких-то проектов. Если для Украинского фонда и Украинской книги на будущий год не выделят деньги, то это министерство не будет полноценным ближайшие годы”, – говорит Комельков.
Поэтому киноэксперты считают, что уже сейчас нужно создавать программу по спасению кино. Некоторые из них даже не против того, что во время войны должна появиться четкая система госзаказов.
“Мы уже потеряли киноиндустрию, потому что многие выехали за границу. И если здесь проектов не будет, то они углубятся в индустрию других стран. У меня есть знакомая, которую взяли в испанский продакшн, – она уже точно не вернется. И таких историй – масса. Многие мужчины ушли на фронт в качестве воинов или волонтеров. Их мы тоже теряем. Поэтому я за госзаказы. Пусть Минкульт заявляет, о чем конкретно нужны фильмы, и это давние разговоры, которые начинались еще до войны некоторыми продюсерами. Было бы хорошо, если бы при Минкульте создали общественный совет с определенными полномочиями, а Госкино и наблюдательный совет разогнать. Кино уже загубили, теперь сериалы потеряем. Поэтому нужно создавать программу спасения кино. Я допускаю, что этот год могут спустить на тормоза. Но на будущий год обязательно нужно запланировать финансирование проектов. Если никакой перспективы не будет, люди просто разбегутся”, – считает Бабик.
Выживет ли Министерство культуры
Сфера кино – самая дорогостоящая, но далеко не единственная, которая нуждается сейчас в поддержке. Например, по словам Комелькова, серьезные проблемы сейчас у музеев разного ранга. Проблема в том, что экспонаты, которые в них находятся, нуждаются в правильном хранении, и для этого должны создаваться и поддерживаться правильные климатические условия.
“После ухода Ткаченко остался нерешенным очень важный вопрос – бронь ценных музейных сотрудников от мобилизации. Там остались работать одни женщины, которые не могут наладить, например, систему вентиляции. Например, это касается музея Стуса”, – говорит Комельков.
Но еще большей проблемой является возможность удержать само министерство от развала. По информации Vesti.ua, на данный момент около 80% рабочих мест здесь вакантно – увольняются люди не только из команды Ткаченко, но и другие сотрудники.
“В министерстве сейчас полный раздрай. Вся команда Ткаченко, и не только его, увольняется. Сейчас в министерстве 80% вакансий по штатному расписанию. Фактически оно парализовано. Поэтому первой задачей Карандеева будет спасти министерство, наполнить какими-то кадрами. Однако это будет очень сложно. С этими сложностями уже столкнулся Евгений Нищук, как глава Национальной премии имени Шевченко. Он собирал команду четыре месяца”, – рассказывает Комельков.
По сути, если Минкульт останется парализованным, он не сразу, но со временем, может невольно доказать свою ненужность или малую эффективность в прошлом. Уже в этом году, без прямого участия министерства, в большей мере – в Киеве, в меньшей степени – в других крупных городах, стало появляться много проектов в области искусства. Этим занимаются как галеристы, так и организаторы концертов. Кроме того, в столичных театрах за это время резко поднялась посещаемость. И речь не только о национальных, но и о муниципальных театрах. Такая активность уже ставит под вопрос необходимость вторжения чиновников в эти сферы. Хотя проблемным остается коммерческий успех многих из этих мероприятий.
Читайте также:
- Скандал вокруг Минкультуры – нужно ли Украине старое советское учреждение
- Битва на экранах. Что Украина может противопоставить кинопропаганде РФ
- Погубила любовь к сериалам. Что осталось за кулисами скандала с Ткаченко