Содержание
Как талантливая актриса расплатилась свободой и карьерой за желание любить
Иногда встречаются в жизни настолько витиеватые судьбы, что диву даешься. Перипетии сюжета такие, что сам Александр Дюма позавидовал. 18 июня исполнится 80 лет звезде советского кино Валентине Малявиной. Vesti.ua не устают удивляться, сколько всего могло выпасть на долю одного человека – хрупкой темпераментной и страстной женщины, о которой и пойдет речь ниже.
Враг народа и генеральская дочь
Первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь актрису Валентину Малявину – ее глаза-омуты. Первая красавица советского экрана конца 60-х годов ХХ века сводила с ума многих талантливых и известных мужчин. И до момента, когда ее судьба вдруг пошла по наклонной, жизнь этой актрисы можно было назвать фантастической. Ее любили, ей поклонялись. Она постоянно искала любовь, шагая от одного объекта к другому, при этом старалась выбирать в партнеры красивых и талантливых. Актриса не скрывала, что всегда знала силу своего взгляда, который мог приворожить любого. Знала и использовала.
И первым, кто попался на «крючок» этих глаз, был актер Александр Збруев. Но тогда он еще не был звездой советского кино. А был совсем юным пареньком с Арбата, выживавшим в непростых сталинских реалиях с клеймом сына врага народа. Репутация у Збруева была не очень – хулиган и двоечник. Однако это совсем не помешало генеральской дочке Валечке Малявиной влюбиться в него без памяти. Они росли на Арбате по соседству и учились в одной школе. Это была классическая первая любовь – сильная и всесокрушающая. К тому же отношения молодых людей основывались на общих интересах – оба были влюблены в театр и мечтали стать актерами.
Они поженились, едва Валентина окончила школу, причем отец-генерал узнал об этом постфактум. На тот момент жених уже учился в Высшем театральном училище им. Щукина. Ситуация отягощалась тем, что на момент свадьбы невеста была уже на седьмом месяце беременности. И тут судьба Малявиной дала первую осечку. Под давлением родителей она согласилась на искусственные роды. Потеря ребенка разрушила чувства молодых людей – прожив в браке четыре года, они расстались.
Однако до этого момента Валентина Малявина, следуя примеру мужа, успела закончить то же театральное училище и поступить вслед за Збруевым на службу в знаменитейший Театр им. Ленинского комсомола, где уже тогда ставил спектакли Марк Захаров. Но в отличие от супруга, который прослужил в этом театра много десятилетий, Малявина в «Ленкоме» долго не задержалась и в 1965 году перешла в не менее известный московский Театр им. Вахтангова.
Валентина не скрывала, что изменила своему первому мужу. Человека, который закружил голову жене Александра Збруева, звали Андрей Тарковский.
Начинающий режиссер, выпускник ВГИКА приметил красавицу-актрису еще на первом курсе. Они полюбили друг друга, но поскольку оба были в браке, роман закончился расставанием. Но в самом начале отношений Тарковский был влюблен настолько, что обещал своей зазнобе снимать ее во всех своих фильмах. Снял, правда, лишь в своем полнометражном дебюте – фильме «Иваново детство«, где Малявина сыграла роль медсестры Маши – любимой женщины капитана Холина.
Фильм стал мировой сенсацией. В 1962 году Тарковский и Малявина получили в Италии высшую награду – «Золотого льва» – из рук президента Венецианского кинофестиваля. Международных наград рангом поменьше у фильма было еще два десятка. Это был действительно ошеломляющий успех, который режиссер-гений разделил со своей любимой. «Именно Андрей Тарковский показал мне весь мир! Я благодарю Бога!«, – говорила позже актриса.
Однако в свой следующий фильм «Андрей Рублев» Тарковский Валентину не позвал. А поскольку снимал он его пять лет, Малявина ждать устала и полюбила другого.
О злом роке звезды «Тени исчезают в полдень» актрисы Александры Завьяловой: читайте здесь
Смерть дочери и голос Пугачевой
Со своим вторым мужем, режиссером Павлом Арсеновым, который позже прославился фильмом «Гостья из будущего», актриса познакомилась на съемочной площадке. Завязался роман, о котором Малявина рассказала своему мужу. Последовал развод со Збруевым, и практически сразу актриса опять пошла под венец. Но брак с Павлом Арсеновым тоже не стал для Валентины счастливым. В этой семье случилась настоящая трагедия – новорожденная дочь Арсенова и Малявиной умерла в роддоме.
После потери второго ребенка Малявина пристрастилась к алкоголю, что начало разрушать ее второй брак. Перед разводом в 1969 году супруг снял актрису в своем фильме «Король-олень» по пьесе Карло Гоцци. Это была изящная музыкальная сказка-притча со звездным кастингом – Табаков, Ефремов, Юрский, Соловей, Яковлев. Малявина на этом фоне не терялась, она была по-настоящему яркой актрисой. К слову, в фильме она поет голосом совсем юной Пугачевой. Для Примадонны это была первая ее работа в кино и получила она ее благодаря протекции композитора Микаэла Таривердиева, который написал для мюзикла «Король-олень» гениальную музыку.
Увы, но изжившие себя отношения режиссера и его жены закончились для картины плачевно. В какой-то момент, поссорившись с мужем, Малявина отказалась сниматься, поэтому финал пришлось снимать без нее, соответственно изменив сценарий. Оттого концовка этого прелестного фильма кажется всем странной.
Любовный треугольник а-ля Маяковский-Брик
Но Малявина не ушла от мужа в пустоту. Задолго до развода с Арсеновым у нее начался роман с актером Александром Кайдановским, который, как и она, служил в Театре им. Вахтангова. Кайдановский при первой встрече поразил Валентину тем, как он играл Гамлета. Они пробыли вместе шесть лет. Поскольку характер у Кайдановского был трудный, влюбленные часто ссорились, и Валентина периодически возвращалась к своему мужу Павлу Арсенову. Тот же был согласен все терпеть, лишь бы жена его не бросала. Он даже подружился со своим соперником.
Позже сама Малявина вспоминала, что для нее этот треугольник, – ни дать ни взять Маяковский, Лиля и Осип Брик, – был мучительным. В результате они с Кайдановским разошлись, но Валентина всегда считала, что последовавшая вскоре женитьба актера на юной актрисе Евгении Симоновой была его местью бывшей любовнице.
В то же время первая жена Кайдановского – Ирина, – в одном из интервью вспоминала о том, что Валя Малявина вошла в их дом как друг семьи и разрушила ее. «Она к нам в окно лазила – ночью, – рассказывала Ирина Кайдановская. – Мы спим, стучит в стекло, открывает шпингалет форточки… И ей плевать, что лезет к женатому мужчине. Вскоре наша семья и перестала существовать«.
Самое интересное, что спустя каких-то четыре года после расставания с Малявиной, Кайдановского позвал в свой фильм «Сталкер» Андрей Тарковский.
«Сталкер» впоследствии был признан одним из лучших кинопроизведений всех времен, а Кайдановский после него навсегда расстался с актерством в кино, считая, что после этой роли играть ему было больше некого.
Вспоминали ли эти киногении, творя общий шедевр, свою любимую Валюшу? А даже если и вспоминали, искусство для обоих было в жизни номером один.
А что Малявина? Она понемногу снималась в кино, но проекты были все второстепенные, потому о громкой славе речь не шла. По какой-то причине в перспективные проекты актрису не звали или она от них по глупости отказывалась. Но назвать в 70-х какой-то громкий фильм с участием этой актрисы не получается.
Почему звезда фильма “Чародеи” ушла из кино в церковь: читайте здесь
Роковой любовник
Последняя картина, в которой актриса появилась до крушения карьеры, был фильм-спектакль «Лето в Ноане«, снятый в 1978 году. В том самом году, когда удача 37-летней актрисы, которая сопутствовала ей везде и во всем, взяла и отвернулась от нее. В том самом году, когда ее гражданский муж Стас Жданько был найден в квартире Малявиной с ножом в сердце.
С молоденьким актером Стасом Жданько Малявина познакомилась в Щукинском училище, где студенты играли дипломный спектакль «Преступление и наказание». Как когда-то Гамлетом Кайдановского, на сей раз Валентина была поражена Раскольниковым Жданько и тут же влюбилась в нового героя. Позже оказалось, что Жданько, который был на 12 лет младше, был заочно влюблен в Малявину с юности. Еще школьником он посещал в Новосибирске все гастрольные спектакли театра Вахтангова, где актриса играла. А дома у него хранились ее портреты с автографами.
Жданько учился на одном курсе вместе с Евгенией Симоновой и Леонидом Ярмольником. Курс был очень талантливый, но многие утверждали, что Жданько был самым подающим надежды. За него сражались многие театры, но он пошел к «вахтанговцам», потому что именно там находился объект его страсти. С Малявиной они сошлись очень быстро, и в их отношениях было много любви. Жданько даже собирался жениться на актрисе, несмотря на разницу в возрасте. Единственное, что омрачало их существование – постоянные депрессии Стаса по поводу невостребованности в искусстве.
Талантливый парень из Черепаново жаждал славы немедля, здесь и сейчас, а она, злодейка, обходила его стороной. В театре ему больших ролей не давали, а фильм «Ошибки юности», на который актер полагал большие надежды, положили на полку. В тот день, когда все случилось, Жданько выпил бутылку рома с более удачливым, чем он, актером Виктором Проскуриным, и его опять накрыло депрессией, которая вполне могла завершиться суицидом.
Позже, уже на суде над Валентиной Малявиной актер Ролан Быков, давая показания, пояснял мотивы молодых актеров, которые кончают свою жизнь самоубийством. Он говорил о том, что с актерами, которые приезжают в Москву из глубинки, часто происходят драмы. «Большинство из них агрессивно настаивает на своей исключительности. Их цель – самоутверждение. Стас захотел завоевать столицу, а может, и весь мир, но слишком много препятствий ждало его на этом непосильном пути. Вот он и не выдержал«, – резюмировал Быков.
Без ощущения границы между жизнью и смертью
Вопрос – было ли это самоубийство или убийство – так и остался без ответа. Малявина утверждала, что Стас был подшофе, они повздорили, и она ушла на кухню, а когда вернулась – тело ее сожителя сползало со стула, а из груди торчал нож. Потом она долго ждала скорую, а в это время умирающий Жданько картинно шептал ей: «Пойдем со мной». Врачей он не дождался.
По результатам первого следствия, было принято решение, что Стас Жданько совершил самоубийство. В своей книге «Услышь меня, чистый сердцем» Валентина Малявина описала все ужасы своей тюремной эпопеи. Там она приводит слова следователя прокуратуры Святослава Мишина, которые он сказал ей, закрывая дело: «История трудная. Доказательств вашей вины нет. Экспертизы говорят о саморанении. Свидетелей нет. Мотивов, как таковых, тоже нет. Прокуратура закрывает дело. О своем впечатлении я вам сказал. Вы и Стас не сумасшедшие, но у вас нет ощущения границы между жизнью и смертью. Плохо это. Прощайте«.
Но попрощались они ненадолго. Спустя пять лет друг Стаса – актер Николай Попков убедил его родителей, что их сына все же убили. Родственники добились пересмотра дела. В 1983 году суд вынес Валентине Малявиной приговор по 103-й статье Уголовного кодекса – умышленное убийство. Она получила девять лет, из которых отсидела четыре с половиной, и вышла из тюрьмы по амнистии.
Малявина так и не признала себя виновной в трагедии. Она настолько верила, что ее отпустят, что даже толкового адвоката себе не нанимала. В своей книге она пишет, что многие вещи, которые прозвучали в приговоре, были чистой фикцией. Там же она рассказывает о том, как ее предали многие коллеги актеры, которые давали показания против нее в суде. Среди них была ее ближайшая подруга – актриса Нина Русланова. Очевидцы того суда рассказывают, что после выступления Руслановой, Малявина прокляла свою «подругу» и все ее потомство прямо в зале суда. И, говорят, Русланова в это проклятие верила и очень его боялась.
«Иные меня предали, а я почитала их всем сердцем», – грустно говорила позже Малявина, считая, что всему виной актерская зависть. Читать ее тюремную исповедь, в которой она живописует ужасы пребывания (еще до оглашения приговора) в Бутырке в камере для «тяжеловесов», так там называют тех, кто совершил особо тяжкие преступления, без содрогания невозможно.
Дальше – только хуже
Освободившись условно-досрочно, Валентина Малявина пришла за помощью к первому мужу при Александру Збруеву. Он помог ей вернуться на работу в театр. Бывшая заключенная даже сыграла несколько ролей в кино. По старой привычке она опять вышла замуж – на сей раз не за актера, а за кузнеца и мастера по металлу. Затем в ее жизни появился иконописец Владимир Красницкий. Кончил он плохо – был убит ударом ножа в спину. Но Валентина тут, к счастью, была ни при чем.
И все время с момента ее возвращения из тюрьмы в жизни Малявиной присутствовал алкоголь, и, соответственно, личности вокруг нее кружили все более сомнительные. В 2001 году кто-то из собутыльников сильно толкнул 60-летнюю актрису, она ударилась головой и потеряла зрение. Затем аферисты, втершись к пожилой актрисе в доверие, лишили ее квартиры. После этого родственники определили женщину в элитный пансионат для престарелых, где она находится по сей день. По слухам, содержание актрисы, а это около 800 долларов в месяцы, оплачивает кто-то из тех, с кем Валентина Александровна вместе сидела. В пансионате очень строгие правила, туда мало кого пускают и даже гулять его обитатели выходят под надзором. Как говорится, попала из тюрьмы да в темницу.
Ситуацию контролирует сестра Валентины, которая ограничила все контакты внешнего мира с ней. Друг и коллега актрисы Александр Зайцев рассказал журналистам, что у Малявиной хорошие условия, но смотреть на нее – слепую и беспомощную – грустно. «Она, как растение, дальше будет только хуже«, – резюмировал Зайцев. Пару лет назад в пансионат прорвалась телегруппа Андрея Малахова, которому женщина призналась, что сожалеет о разрыве со вторым мужем и мечтает, чтобы ее навестил первый.
Вот такой грустный итог жизни актрисы удивительной красоты и немалого таланта. Ее коллеги по театру не понимают, почему судьба так жестоко обошлась с актрисой, и уверяют, что она могла бы до старости играть на подмостках главные роли. Сама Валентина убеждена, что сбылось предсказание гадалки, которая в 14 лет нагадала ей много счастья, при этом потерю двух детей и расплату за то, чего не совершала. Сестра же Малявиной — Татьяна — уверена, что к такому итогу ее привел сложный характер.
«Валентина стала жертвой самой себя, – резюмировала ее сестра. – Человек, который всегда и всем доверял. Она никогда не была меркантильной. Вот и отдала всю себя! Ничего не осталось«.