Содержание
Как Киевская картинная галерея спасает ценные экспонаты — интервью с директором музея
Один из крупнейших художественных музеев мира – Метрополитен-музей в Нью-Йорке – на протяжении февраля сделал несколько изменений в своих каталогах, которые коснулись Украины. Сначала музей на своем сайте изменил информацию в профиле художника Архипа Куинджи. Если ранее Куинджи значился здесь по национальности как русский, то теперь в музейной информации указано, что он – украинец. В описании его картины “Красный закат на Днепре” уточняется, что Куинджи “родился в Мариуполе, когда этот украинский город входил в состав Российской империи”.
Чуть позже та же история случилась с художниками Иваном Айвазовским и Ильей Репиным. Теперь национальность этих художников на сайте Метрополитен-музея также обозначается как “украинец”.
Российские военные уничтожили здание Художественного музея имени Архипа Куинджи в Мариуполе, где хранились подлинники картин мастера. Музей был полностью разграблен, судьба картин Куинджи и других авторов, среди которых были вышеупомянутый Айвазовский, Яблонская и Глущенко, сегодня не известна.
Мариупольская картинная галерея имени Куинджи была открыта в 2010 году к 100-летию смерти художника – мариупольцы ею очень гордились, потому что их гениальный земляк давно заслуживал своего музея на родине. Куинджи был по национальности греком, но так красиво, как он, никто не писал лунную ночь на Днепре и пейзажи степной Украины. Можно сказать, что Украина была у него в крови и в таланте.
“В Мариуполе было несколько работ Куинджи – их спрятали, но потом кто-то сдал их оккупантам”
Архип Куинджи был достаточно плодовитым художником, однако сегодня большая часть его картин находится в России. Несколько работ, как выяснили Vesti.ua, есть в Национальном музее “Киевская картинная галерея”, в одном из самых значительных собраний изобразительного искусства Украины. По этому поводу мы решили побеседовать с генеральным директором музея Юрием Вакуленко.
“Мы, естественно, приветствуем это решение коллег, – говорит Юрий Вакуленко по поводу того, что американцы признали художника Куинджи украинцем. – Безусловно, Архип Куинджи, уроженец Мариуполя, автор ярчайших украинских пейзажей, принадлежит Украине. И разрушение музея в Мариуполе – большая боль и огромная потеря для украинской культуры. В Мариупольском музее находилось несколько работ Куинджи, но их украли. Насколько я знаю, мариупольские музейщики картины спрятали, а потом кто-то из своих их сдал оккупантам. Понятное дело, предателям всегда есть место, и это очень печально”.
Гендиректор “Киевской картинной галереи” подтвердил нам, что работ Куинджи вообще мало в украинских музеях. В вышеназванном музее хранятся две его картины “Ночь на Дону” и “Вечер”. Имеется еще и третья работа художника, но это лишь небольшой этюд.
Работы Куинджи есть еще в Днепровском художественном музее – если верить “Википедии”, то речь идет о нескольких этюдах художника, относящихся к 1880-1900-х годам. Еще есть работы в Сумах, Одессе и, возможно, в Харькове.
“Киевский Куинджи сегодня в эвакуации в Швейцарии”
Интересуемся, где сейчас находятся картины “Вечер” и “Ночь на Дону”.
Оказалось, шедевры Куинджи сегодня экспонируются в Швейцарии. В декабре 2022 года в Музее искусства и истории Женевы в помещении Музея Рат открылась выставка “Вiд сутiнок до свiтання”, на которой представлены самые ценные экспонаты “Киевской картинной галереи”.
“Вечная битва между светом и тьмой дарит выставке глубокое символическое значение в сегодняшнем контексте”, – говорилось в кураторском тексте на открытии выставки. Среди художников, представленных на выставке, – работы Куинджи, Котарбинского и Врубеля.
Еще одна выставка с экспонатами киевского музея в то же время открылась в Kunstmuseum – художественном музее города Базеля. Эта выставка называется “Народженi в Україні”, в ее экспозицию вошло пять десятков картин художников XVIII-XX веков. Среди них опять-таки Куинджи, Илья Репин, Николай Ярошенко, Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий и Давид Бурлюк.
“В экспозиции представлены художники, которых Россия присвоила и до сих пор считает русскими, хотя эти мастера родились в Украине и многие из них в Украине сформировались, – поясняет Юрий Вакуленко. – Да, многие художники из Украины уезжали учиться в Петербург или Москву, работали там. Тот же Боровиковский или Репин. Не забывайте, что жили они в Российской империи, которая притесняла украинскую национальную культуру, запрещала украинский язык. Тем не менее эти и другие мастера на протяжении своей творческой жизни оставались ментально и культурно связаны со своей родиной и по праву должны быть возвращены в украинский контекст”.
“В музее сегодня осталось 14 тысяч экспонатов – готовим для них подземное хранилище”
Юрий Вакуленко встречался в Швейцарии с местными журналистами, которые засыпали его вопросами о положении в Украине и в Киеве и о том, как выживает музей после обстрела. Позже некоторые журналисты писали, что обе выставки приурочены к столетию “Киевской картинной галереи”, которое музей скромно отметил в 2022 году. Однако директор музея рассказал Vesti.ua, что основная цель этого проекта была все же в том, чтобы наиболее ценные экспонаты были временно эвакуированы.
При этом в Киеве в музее сегодня осталось на хранении 14 тысяч экспонатов.
“Мы сейчас готовим для них надежное подземное хранилище, – поясняет руководитель “Киевской национальной картинной галереи”. – А часть экспозиции вывезли в Швейцарию на “временное хранение”. К тому же к двум выставкам в Швейцарии мы готовим еще три проекта – в Испании, Польше и Германии, тем самым решаем две задачи: обеспечиваем безопасность украинского музейного фонда и продвигаем украинскую культуру на международном уровне.
Сегодня Европа и мир всматриваются в Украину. Что мы за народ, который сумел бросить вызов российскому агрессору, силы которого во много раз превосходят наши?! Это поворотный момент нашей истории, когда мы имеем шанс заявить миру о себе, предложить свой, украинский, взгляд на события и явления, вернуть украденное, переосмыслить навязанные Россией всему миру нарративы”.
“Европейское музейное сообщество демонстрирует к Украине весьма бережное отношение”
Интересуемся у Юрия Вакуленко, насколько сложно было эвакуировать бесценные экспонаты из “Киевской картинной галереи”.
“Это было непросто, ведь мы должны были вывезти из музея и страны бесценные произведения искусства — наш музейный фонд. Но справились, – рассказывает наш собеседник. – Нас поддержали и Министерство культуры, и Офис президента. Подключали также посольства”.
Но больше всего коллектив музея благодарен в спасении экспонатов швейцарской стороне. Как выяснилось, все расходы по организации выставок взяла на себя Швейцария, включая весьма и весьма недешевую страховку.
“Огромную благодарность хочу выразить швейцарской стороне. Ведь в таких музеях, как Женевский и Базельский, подобные выставки планируются за два-три года, а то и за пять лет до события. Но ради нас они изменили график выставок, пересмотрели имеющиеся контракты, – констатирует руководитель музея. – В Швейцарии уважают и поддерживают украинский народ, понимают, что мы боремся не только за собственную территорию, но и за цивилизационные ценности всего демократического мира. Одна из них – право на национальную идентичность, свободное развитие собственного языка, культуры.
Я дважды был на переговорах в Европе и скажу, что европейское музейное сообщество демонстрирует полную поддержку украинским коллегам, это трогает до слез. Большую помощь предоставляет нашим музеям и ЮНЕСКО – передает генераторы, сушители, материалы для упаковки”.
Для Юрия Вакуленко год полномасштабной войны пролетел очень быстро. “Когда началась полномасштабная агрессия, несколько дней мы, как и все, были в растерянности, – признается Юрий Евгеньевич. – Однако за три дня мы пришли в себя и начали работать. Я вообще переселился в музей и прожил в нем с начала войны 66 дней. Мы все вовремя убрали и упаковали. Поэтому ракетный обстрел ни одному экспонату и человеку ущерба не нанес, слава Богу. Да, здание музея 10 октября пострадало, но самые опасные дыры мы уже залатали и скоро приступим к серьезному ремонту”.
Музей заработал для посетителей в середине мая, тогда Юрий Вакуленко говорил в одном из интервью, что “выставочные проекты – это наши джавелины и байрактары” и что “культурные институты не могут не отвечать на вызовы, которые стоят перед Украиной”.
Но, как мы знаем, на вызовы времени этот музей стал отвечать гораздо раньше, например, в 2017 году, когда отказался от названия Музей русского искусства и вернул себе историческое наименование.
“Но я думаю, что после войны концепция музея должна будет претерпеть еще большие изменения. Мы же довольно долго были мономузеем – развивались в определенном идеологическом направлении, искусственно созданном”, – размышляет Юрий Вакуленко, который руководит этой структурой уже 19 лет и по этому поводу говорит, что он “по сути врос в этот музей”.
Сегодня на месте экспозиции в Национальном музее “Киевская картинная галерея” действуют четыре локации современного украинского искусства. Всего в музее 25 залов, и выставочной программой не затронуты лишь четыре зала, где находится историческая часть. Но и здесь планируется проводить какие-то активности, например концерты и лекции.
“Все шедевры вернутся. И Куинджи возвратится на родину, и Репин, – подводит итог ситуации Юрий Вакуленко. – А пока пусть нашими шедеврами полюбуется Европа. Мы тем временем здесь не сидим сложа руки. Музей работает, живет, дышит. Это не громкие слова, но если музей не живет – значит, и мы не живем”.