Содержание
Vesti.ua вспоминают истории самых главных женщин в жизни поэта
10 марта мира украинская культура отмечает скорбную дату – 160 лет назад в Санкт-Петербурге умер великий украинский поэт Тарас Шевченко. Он был похоронен изначально на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. А через 58 дней, в соответствии с завещанием поэта, его прах был перевезен на родину.
22 мая 1861 года Тарас Григорьевич Шевченко был перезахоронен в Каневе на Чернечей горе, куда его останки были доставлены из Киева на пароходе «Кременчуг». Историки рассказывают, что изначально прах поэта хотели захоронить в Киеве на горе Щекавица на старом Всесвятском кладбище, откуда открывается изумительный вид на Днепр. Но московская имперская власть не дала на это разрешение. В результате местом перезахоронения поэта была выбрана одна из самых высоких Каневских гор – Чернечая гора.
Интересно, что еще в XVI веке в самом Каневе существовал козацкий монастырь, а на Чернечей горе селились отставные (абшитованые) козаки. Там же мечтал поселиться на старости и Тарас Шевченко, чтобы доживать свой век на родной земле. Его мечта сбылась уже после смерти, и сегодня Тарас Григорьевич, «облаченный» в бронзу, взирает на наш мир с высоченной днепровской кручи, которая со временем получила новое имя «Тарасова гора».
На эту гору каждый день, начиная с 1911 года и до самой своей смерти, поднималась последняя официальная любовь Тараса Шевченко – Лукерья Полусмак. Ради того, чтобы ухаживать за могилой своего несостоявшегося супруга, она переехала в Канев, где и скончалась в 1917 году. «Подивись на мене, як я каюсь…«, – написала Лукерья Полусмак в книге отзывов, которая была заведена в первом народном музее Шевченко на его могиле еще до своего переезда в Канев. В последние годы жизни эта женщина была буквально одержима своим несостоявшимся женихом, отчего местные называли ее «Тарасовой невестой».
В «шевченковедении» выписан список женщин, которые в той или иной мере сыграли в судьбе Тараса Шевченко важную роль. Крепостная Оксана Коваленко, швея польского происхождения Ядвига Гусиковская, 15-летняя натурщица Амалия Клоберг, «качановская муза» Надежда Тарновская, супруга полковника Анна Закревская, княжна Варвара Репнина, дочь священника Феодосия Кошиц, татарка Забарджада, жена коменданта Агата Ускова, 15-летняя актриса Екатерина Пиунова, певица Мария Максимович, гувернантка Наталия Шуляченко, Лукерья Полусмак. С кем-то из них Шевченко связывали романтические отношения, с кем-то – сугубо платонические, кого-то из них поэт видел в качестве невесты. Кто-то из «женщин Шевченко» уже был замужем, что, впрочем, их роману с гением не помешало. Личная жизнь Тараса Григорьевича, если «выбрать» ее из контекста биографии и подхода к Шевченко как «великому украинскому поэту» – это интереснейшая светская хроника. Но при этом сложилось все настолько неудачно, что Тарас Григорьевич так и не смог завести настоящую семью, хотя очень к этому стремился.
Vesti.ua вспоминают истории самых главных женщин в жизни поэта.
«Любовь всей жизни»
Феодосия Кошиц, дочь священника
Про Феодосию Кошиц – дочь священника из села Кириловка, говорят, что она была любовью всей жизни Шевченко. С ней он познакомился в те годы, когда батрачил в Кириловке, зарабатывая на кусок хлеба, в том числе и у священника Григория Кошица.
Биографы Шевченко рассказывают, что у поэта была первая любовь – сельская девушка Оксана Коваленко, и что когда он вернулся в Кириловку в 1843 году вольным художником, она была уже замужем. Тогда он посватался к Феодосии. Однако по другой версии, именно воспоминания о дочери священника не давали ему покоя весь период, пока Шевченко становился на ноги. Именно с Феодосией юный Тарас бегал на свидание и читал ей свои первые стихи.
В 1843 году поэт заслал в дом Кошиц сватов и получил позорного «гарбуза». После Шевченко предпринял еще несколько попыток уговорить Григория Кошица отдать за него дочь, но безуспешно. Это был не просто удар по самолюбию тогда уже известного мастера. Его мечта о своей семье и «садке вишневом коло хати» рушилась. Увы, родительское слово было решающим, и свадьба не состоялась.
Судьба Феодосии сложилась трагически. Замуж она так и не вышла и, говорят, что после отъезда Шевченко от пережитого стресса тяжело заболела и закончила свою жизнь в психиатрической клинике.
«Добрый ангел»
Варвара Репнина-Волконская, княжна
Княжна Варвара Николаевна Репнина-Волконская, русская писательница и фрейлина императрицы, была для Тараса Шевченко не любовью всей жизни, а скорее, «добрым ангелом», помогавшем ему во всех его делах.
Дочь генерал-губернатора Малороссии и внучки последнего гетмана Разумовского познакомилась с Шевченко в 1843 году в имении Репниных в Яготине. На тот момент княжна уже имела трагический опыт несчастной любви к Льву Баратынскому. Из-за того, что вероятный брак ее родители посчитали неравным, она так никогда и не вышла замуж. Поэтому, когда в 1843 году Варвара Репнина познакомилась с Кобзарем и со временем влюбилась в него, было сразу ясно, что любовь эта может быть исключительно платонической.
Шевченко был приглашен в дом Репниных-Волконских с целью написания портретов для хозяина дома и его близких. Тогда и зародились их особые отношения. «Он одарен был больше, чем талантом, ему дан был гений», – писала о новом знакомом Варвара Николаевна. Можно ли назвать отношение княжны к поэту страстью, никто не знает, но то, что его судьба была ей не безразлична, это факт.
9 ноября 1843 году Шевченко посвятил Репниной свою поэму «Тризна». В предисловии к поэме есть слова, обращенные к княжне: «Ваш добрый ангел осенил меня бессмертными крылами и тихостройными речами мечты о рае пробудил«.
После столь красивых слов Шевченко отбыл из Украины в Санкт-Петербург. В следующий раз они увиделись лишь 15 лет спустя. 30 мая 1847 года 33-летний Шевченко отправился в ссылку в Оренбургский край, где служит рядовым в тамошней части с запретом писать и рисовать, что для человека творческого было смерти подобно. Княжна Репнина много сделала для того, чтобы облегчить участь поэта: писала ему письма, посылала книги и ходатайствовала за него перед шефом жандармов с просьбой, чтобы тот разрешил Шевченко в ссылке рисовать. Но со временем Репнина прекратила служить личным ангелом гения, поскольку контакт с опальным поэтом грозил репутации высокопоставленной дамы.
«Неблагодарная лицедейка»
Екатерина Пиунова, актриса
С 15-летней начинающей актрисой Екатериной Пиуновой Шевченко познакомился в 1857 году, после освобождения из ссылки. Добираясь по Волге в Петербург, он вынужденно задержался в Нижнем Новгороде.
Там он увидел на сцене юную Пиунову, которая сразила его своей красотой. 43-летний поэт и бывший ссыльный признается в любви девочке, которая младше его на 28 лет. Мог ли он рассчитывать, что юная актриса поймет, какой масштаб личности перед ней.
«Я видел в ней будущую жену свою, ангела-хранителя своего, за которую готов был положить душу свою«, – писал о чувстве к Пиуновой Шевченко.
Но по итогу, юная невеста использовала связи ухажера, чтобы сделать актерскую карьеру, но выйти замуж за него отказалась. Позже, говорят, женщина сильно каялась в своей недальновидности, хотя, скорее, оправдывалась. «Ведь мне еще пятнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги «нашмарованные» дегтем, непокрытый овчинный кожух, шапка смушковая, самая простая«, – вот так оценивала Шевченко его юная избранница.
Оценить же духовный мир и ум поэта, как выразилась сама актриса, «ума не хватило». Но это Катерина говорила гораздо позже. А тогда попросту отделалась от надоедливого пожилого поклонника и сбежала в другой город с молодым актером из своей труппы.
«Последняя любовь и предательство»
Лукерья Полусмак, крепостная
Официальной «последней любовью» Шевченко считается Лукерья Полусмак – белошвейка-крепостная, находящаяся в услужении помещика Якова Макарова. Исследователи его творчества утверждают, что 45-летний поэт влюбился в Ликерью-Ликеру с первого взгляда. От чувства он помолодел и сбрил бороду, оставив пышные казацкие усы. А собираясь на свидание, надевал белый костюм. Он посватал Полусмак и неожиданно напоролся на глухой отпор ее хозяев, которые никак не могли понять, что такой знаменитый поэт и художник нашел в простой девке.
Пока Шевченко готовился к свадьбе, задаривал невесту подарками и придумывал будущей жене наряд на свадьбу, вокруг его предложения вырос целый заговор. В результате панычи все обставили так, что Лукерья влюбилась в «подставного» учителя, которого наняли ей для повышения интеллектуального уровня. О романе тут же было доложено Шевченко, и это буквально разбило ему сердце. И тогда он потребовал назад все подарки: «Усе оддай мені!.. До нитки оддай!» Позже этот факт использовали, чтобы называть поэта скаредным и меркантильным. Никто не учитывал того, что мужчина, который уже распланировал свою личную жизнь, просто находился в состоянии жутчайшего стресса.
Что было дальше, вы знаете. В конце жизни Лукерья Полусмак пришла к могиле своего неудавшегося суженого, чтобы служить ему уже после его смерти.
«Самая последняя любовь»
Анна Шарикова, дочь приятеля
Официально считается, что после предательства Лукерьи Полусмак Шевченко оставил напрасные усилия завести семью. Однако питерский краевед Олег Варенык, который многие годы изучал жизнь Кобзаря, считает, что последней любовью поэта стала юная Анна Шарикова. По результатам его исследований, в конце 1860 года в Петербурге Шевченко встретил своего старого знакомого Ивана Шарикова, у которого была на выданье дочь Анна. И поэт снова влюбился и снова загорелся мыслью о семье. Олег Варенык, ссылаясь на архивные находки, утверждает, что с Анной Шариковой Шевченко был помолвлен за десять дней до смерти.
То, что про отношения поэта и Анны никто не знал, исследователь объясняет тем, что Шевченко держал свой новый роман в секрете от вероломного питерского окружения. И что именно Анне, а не мифической Музе, посвятил Шевченко свое последнее стихотворение «Чи не покинуть нам, небого…», датированного 15 февраля 1861 года. Хотя, если вчитаться в текст, понимаешь, что предположение ошибочное, поскольку смертельно больной Шевченко, разговаривая с Судьбой и упоминая в стихотворении Лету и Стикс, прощался с миром.
«Чи не покинуть нам, небого,
Моя сусідонько убога,
Вірші нікчемні віршувать,
Та заходиться риштувать
Вози в далекую дорогу,
На той світ, друже мій, до Бога,
Почимчикуєм спочивать…»